На основании пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить Положение о внутреннем финансовом аудите в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области (прилагается);
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Управляющий делами Губернатора и |
П.А. Егоров |
Утверждено
приказом управления делами
Губернатора и Правительства
Сахалинской области
от 25 июня 2020 г. N 35-п
Положение
о внутреннем финансовом аудите в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н, "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н, "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н.
2. Положение применяется при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
II. Основания организации внутреннего финансового аудита
3. Основанием организации внутреннего финансового аудита в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области является решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения путем наделения ведущего аналитика управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо).
4. Уполномоченное должностное лицо непосредственно подчиняется управляющему делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
6. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
повышения качества финансового менеджмента.
7. Права и обязанности уполномоченного должностного лица определены разделом II федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита".
III. Составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений, а также при подготовке и принятии решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий
8. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - план) составляется уполномоченным должностным лицом согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
9. План утверждается до начала очередного финансового года управляющим делами Губернатора и Правительства Сахалинской области распоряжением управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
10. План должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
11. Изменения в план вносятся по предложениям уполномоченного должностного лица и утверждаются управляющим делами Губернатора и Правительства Сахалинской области распоряжением управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
12. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области о проведении внепланового аудиторского мероприятия, в котором указываются тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия. Решение оформляется распоряжением управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
13. Информация о плане на очередной финансовый год может быть доведена до субъектов бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений.
IV. Формирование и утверждение программы аудиторского мероприятия, внесение в нее изменений
14. Программа аудиторского мероприятия (далее - программа) должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия.
15. В целях составления программы аудиторского мероприятия проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
16. Программа составляется согласно приложению N 2 к настоящему Положению и утверждается уполномоченным должностным лицом.
17. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения программы уполномоченным должностным лицом. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата утверждения уполномоченным должностным лицом заключения по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение).
18. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков, а также внести изменения в программу.
19. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то должно быть обеспечено проведение дополнительных аудиторских процедур для сбора достаточных и уместных аудиторских доказательств и, при необходимости, могут быть внесены изменения в программу, включая продление сроков аудиторского мероприятия.
20. Утвержденная программа (изменения в программу) может быть представлена для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
V. Проведение аудиторских мероприятий, в том числе при формировании, хранении и контроле полноты рабочей документации аудиторского мероприятия, обеспечении доступа к рабочей документации аудиторского мероприятия, а также при определении оснований и сроков приостановления и (или) продления аудиторских мероприятий
21. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита в соответствии с программой и с использованием методов внутреннего финансового аудита.
22. Методы внутреннего финансового аудита применяются уполномоченным должностным лицом в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия).
23. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
24. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения.
25. Уполномоченное должностное лицо при проведении аудиторского мероприятия должно регулярно оценивать степень выполнения программы и достижения его целей на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
26. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
27. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций, формирования заключения.
28. Уполномоченное должностное лицо должно быть убеждено в том, что соответствующий пункт программы выполнен и получены достаточные и уместные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия.
29. При необходимости возможно продление сроков аудиторских мероприятий на основании служебной записки уполномоченного должностного лица с изложением обстоятельств и срока продления, который определяется исходя из целей аудиторского мероприятия и времени необходимого для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств.
30. Проведение аудиторских мероприятий может быть приостановлено на основании служебной записки уполномоченного должностного лица в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного учета объекта аудита либо при наличии иных обстоятельств.
31. Срок продления или приостановления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, но не может превышать 30 календарных дней.
32. Служебная записка о продлении или о приостановлении проведения аудиторских мероприятий направляется управляющему делами Губернатора и Правительства Сахалинской области. Решение о продлении оформляется распоряжением управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
33. После устранения причин приостановления уполномоченное должностное лицо возобновляет проведение аудиторского мероприятия.
34. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
35. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
36. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита имеет управляющий делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, первый заместитель управляющего делами Губернатора и Правительства Сахалинской области и уполномоченное должностное лицо. Иные должностные лица управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области к рабочим документам внутреннего финансового аудита не допускаются.
VI. Составление и представление заключений, представление и рассмотрение письменных возражений и предложений по результатам проведенного аудиторского мероприятия, а также при представлении годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
37. По результатам каждого аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо составляет и подписывает заключение согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
38. Указанные в заключении нарушения и недостатки должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами. Все выводы и предложения, содержащиеся в заключении, должны основываться на достаточной и надежной информации.
39. Выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
а) соответствие порядка ведения бюджетного учета и бюджетной отчетности, сформированной главным администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации (включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета);
б) соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
в) полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;
г) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;
д) наличие значимых остаточных бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности, которые оказывают или могут оказать влияние на принятие управленческих решений руководителем главного администратора бюджетных средств;
е) наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.
40. Уполномоченное должностное лицо вправе сделать вывод о недостоверности бюджетной отчетности в случае, если такая отчетность содержит информацию с существенными ошибками и искажениями, которая не позволяет ее пользователям положиться на нее, как на достоверную.
41. Уполномоченное должностное лицо в течение пяти рабочих дней после завершения аудиторского мероприятия посредством системы электронного документооборота направляет проект заключения и проект плана мероприятий по корректировке выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, повышению качества финансового менеджмента (далее - план мероприятий) для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
42. Субъекты бюджетных процедур в течение пяти рабочих дней посредством системы электронного документооборота направляют уполномоченному должностному лицу письменные возражения и предложения по проектам заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия, в случае отсутствия - согласовывают проект заключения.
43. Уполномоченное должностное лицо в течение пяти рабочих дней рассматривает полученные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур и при необходимости вносит изменения в проекты заключения и плана мероприятий.
44. План мероприятий вместе с заключением, подписанным уполномоченным должностным лицом, направляется управляющему делами Губернатора и Правительства Сахалинской области.
45. Управляющий делами Губернатора и Правительства Сахалинской области рассматривает заключение и принимает одно или несколько из следующих решений (в виде резолюции):
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
46. При принятии управляющим делами Губернатора и Правительства Сахалинской области решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций управляющим делами Губернатора и Правительства Сахалинской области утверждается план мероприятий.
47. Копии заключения и утвержденного управляющим делами Губернатора и Правительства Сахалинской области плана мероприятий направляются субъектам бюджетных процедур.
48. Уполномоченное должностное лицо обязано представить управляющему делами Губернатора и Правительства Сахалинской области годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год.
49. Отчетность составляется не позднее 20 января года, следующего за отчетным финансовым годом согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
VII. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализации) реестра бюджетных рисков
50. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков, составляемый согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
51. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков бюджетные риски ранжируются по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
52. При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента.
53. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
54. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры.
55. Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
56. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
57. Актуализация реестра бюджетных рисков проводится регулярно, не реже одного раза в год, посредством переоценки (определении значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.
VIII. Проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков
58. Уполномоченное должностное лицо проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков.
59. Мониторинг проводится в рамках проведения аудиторского мероприятия и (или) в период между аудиторскими мероприятиями, но не чаще одного раза в квартал.
60. Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия, отражаются в заключении; проводимого вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской.
IX. Отдельное положение
61. Внутренний финансовый аудит в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области осуществляется в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящее Положение.
Приложение N 1
к Положению о внутреннем финансовом аудите
в управлении делами Губернатора и Правительства
Сахалинской области, утвержденному приказом
от 25 июня 2020 г. N 35-п
План проведения аудиторских
мероприятий
на ___________ год
N |
Тема аудиторского мероприятия |
Субъект бюджетной процедуры |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
|
|
|
|
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Приложение N 2
к Положению о внутреннем финансовом аудите
в управлении делами Губернатора и Правительства
Сахалинской области, утвержденному приказом
от 25 июня 2020 г. N 35-п
Программа аудиторского мероприятия
1. Тема аудиторского мероприятия: __________________________________
2. Основание для проведения аудиторского мероприятия: ______________
3. Сроки проведения аудиторского мероприятия: ______________________
4. Цели проведения аудиторского мероприятия: _______________________
5. Задачи проведения аудиторского мероприятия: _____________________
6. Методы аудиторского мероприятия: ________________________________
7. Наименование объекта (ов) внутреннего финансового аудита: _______
8. Вопросы, подлежащие изучению в ходе проведения аудиторского
мероприятия: _______________________________________________________
9. Сведения об уполномоченном должностном лице: ____________________
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Приложение N 3
к Положению о внутреннем финансовом аудите
в управлении делами Губернатора и Правительства
Сахалинской области, утвержденному приказом
от 25 июня 2020 г. N 35-п
Управление делами губернатора и правительства сахалинской
области
г. Южно-Сахалинск "___" _____________ 20___ г.
Заключение
по результатам аудиторского мероприятия
____________________________________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
1. Вопросы, изученные в ходе проведения аудиторского мероприятия:
____________________________________________________________________
2. Выявленные при проведении аудиторского мероприятия нарушения и
(или) недостатки, а также бюджетные риски, не включенные в реестр
бюджетных рисков (если выявлены): __________________________________
3. Предложения и рекомендации по коррекции выявленных нарушений и
(или) недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков,
организации и осуществлению внутреннего финансового контроля,
повышению качества финансового менеджмента: ________________________
____________________________________________________________________
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Один экземпляр заключения по результатам аудиторского мероприятия для ознакомления получен:
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Приложение N 4
к Положению о внутреннем финансовом аудите
в управлении делами Губернатора и Правительства
Сахалинской области, утвержденному приказом
от 25 июня 2020 г. N 35-п
Отчет
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
за __________ год
N |
Наименование отчетного показателя |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
1. |
Количество проведенных проверок, всего: в том числе: |
|
- по плану внутреннего финансового аудита |
|
|
- внеплановых |
|
|
2. |
Количество структурных подразделений, охваченных проверками, всего: в том числе: (указывается перечень структурных подразделений) |
|
3. |
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения (несоответствия), всего: в том числе: |
|
- проведенных по плану внутреннего финансового аудита |
|
|
- внеплановых |
|
|
4. |
Количество выявленных нарушений (несоответствий), всего: в том числе: |
|
- количество финансовых нарушений |
|
|
- количество нефинансовых нарушений (несоответствий) |
|
|
5. |
Сумма выявленных финансовых нарушений, всего (рублей): в том числе: |
|
- в ходе плановых проверок |
|
|
- в ходе внеплановых проверок |
|
|
6. |
Меры, принятые к устранению нарушений (несоответствий) - количество корректирующих действий (мероприятий) |
|
7. |
Количество устраненных нарушений, всего: в том числе: |
|
- количество устраненных финансовых нарушений |
|
|
- количество устраненных нефинансовых нарушений (несоответствий) |
|
|
8. |
Сумма устраненных финансовых нарушений (рублей) |
|
9. |
Число лиц, привлеченных к дисциплинарной и материальной ответственности |
|
Пояснительная записка
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Приложение N 5
к Положению о внутреннем финансовом
аудите в управлении делами Губернатора и
Правительства Сахалинской области,
утвержденному приказом
от 25 июня 2020 г. N 35-п
Реестр бюджетных рисков
на _________ год
по состоянию на "__" __________ 20__ г.
____________________________________________________________
(наименование бюджетной процедуры)
N |
Наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска |
Описание бюджетного риска |
Наименование владельца бюджетного риска |
Оценка значимости (уровня) бюджетного риска |
Оценка вероятности бюджетного риска |
Оценка степени влияния бюджетного риска |
Описание последствий бюджетного риска |
Описание причин бюджетного риска |
Меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
* включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия управлением делами Губернатора и Правительства Сахалинской области мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
__________________________ _________________________ _______________
(должность уполномоченного (подпись уполномоченного (фамилия и
должностного лица) должностного лица) инициалы)
"___" _____________ 20___ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области от 25 июня 2020 г. N 35-п "Об утверждении Положения о внутреннем финансовом аудите в управлении делами Губернатора и Правительства Сахалинской области"
Вступает в силу с 25 июня 2020 г.
Текст приказа опубликован не был