Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации Новокузнецкого
муниципального района
от 22.06.2020 N 117
Положение
об организации предоставления дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальных организациях дополнительного образования Новокузнецкого муниципального района
1. Общие положения
1.1. Положение об организации предоставления дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальных организациях дополнительного образования Новокузнецкого муниципального района (далее - Положение) разработано в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.2. Настоящее Положение регламентирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования Новокузнецкого муниципального района (далее - муниципальные организации дополнительного образования).
2. Полномочия органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района в сфере образования
2.1. Уполномоченным органом по решению вопросов местного значения в сфере образования является администрация Новокузнецкого муниципального района (далее - администрация). К полномочиям администрации по решению вопросов местного значения в сфере дополнительного образования относится:
1) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
2) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных организаций дополнительного образования, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;
3) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
4) иные полномочия, установленные Законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области в сфере образования.
2.2. Уполномоченным органом по решению вопросов местного значения в сфере дополнительного образования, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-распорядительные и управленческие функции с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, является управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района.
3. Общие вопросы по организации деятельности муниципальных организаций дополнительного образования
3.1. Муниципальные организации дополнительного образования создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, утвержденном постановлением администрации Новокузнецкого муниципального района от 12.11.2015 N 212 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений".
3.2. Учредителем муниципальных организаций дополнительного образования является администрация Новокузнецкого муниципального района (далее - учредитель). Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, управление образования).
Собственником имущества муниципальных организаций дополнительного образования является муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район" (далее - собственник). Функции и полномочия собственника имущества осуществляет администрация Новокузнецкого муниципального района (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия собственника).
3.3. В целях обеспечения образовательной деятельности за муниципальными организациями дополнительного образования на праве оперативного управления собственником закреплено недвижимое, особо ценное движимое и прочее движимое имущество.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление муниципальными образовательными организациями уставной деятельности будет существенно затруднено.
Перечни особо ценного движимого имущества определяются органом, осуществляющим функции и полномочия собственника.
К особо ценному имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности муниципальными организациями дополнительного образования, а также имущество, приобретенное муниципальными организациями дополнительного образования за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Земельный участок закрепляется за муниципальными организациями дополнительного образования на праве постоянного (бессрочного) пользования.
3.4. Муниципальное задание для муниципальных организаций дополнительного образования в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формируется и утверждается учредителем на каждый календарный год.
Муниципальные организации дополнительного образования не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
3.5. Каждая муниципальная организация дополнительного образования действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Компетенция, права, обязанности и ответственность муниципальной организации дополнительного образования устанавливается Законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального района.
3.6. Управление муниципальной организацией дополнительного образования осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Законом N 273-ФЗ.
3.7. Руководитель муниципальной организации дополнительного образования назначается на должность приказом начальника управления образования с учетом положений части 2 статьи 51 Закона N 273-ФЗ. Руководитель муниципальной образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью муниципальной образовательной организации.
3.8. В муниципальных организациях дополнительного образования образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - на русском языке.
3.9. Управление образования рассматривает поступающие жалобы, заявления, предложения граждан по вопросам совершенствования организации и повышения качества предоставления дополнительного образования.
4. Организация предоставления дополнительного образования
4.1. Система дополнительного образования является частью системы образования Новокузнецкого муниципального района (далее - район) и представляет собой совокупность муниципальных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и созданных в интересах удовлетворения образовательных потребностей, обучающихся в возрасте от 5 лет до 18 лет, обеспечения их полноценного всестороннего развития.
4.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
4.3. Право на получение дополнительного образования на территории района реализуется на базе муниципальных организаций дополнительного образования:
1) муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа";
2) муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества Новокузнецкого муниципального района".
4.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Закона N 273-ФЗ.
4.5. Муниципальные организации дополнительного образования могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
4.6. Муниципальные организации дополнительного образования организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
4.7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами муниципальных организаций дополнительного образования.
4.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
4.8.1. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
4.8.2. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются муниципальными организациями дополнительного образования самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4.8.3. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом муниципальной организации дополнительного образования.
4.8.4. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
4.9. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются муниципальными организациями дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
4.10. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816.
4.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципальными организациями дополнительного образования может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
4.12. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
4.13. Муниципальные организации дополнительного образования ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
4.14. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами муниципальной организации дополнительного образования.
4.15. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся муниципальной организацией дополнительного образования по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
4.16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципальные организации дополнительного образования могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
4.17. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
4.17.1. Муниципальные организации дополнительного образования вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
4.18. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители).
4.19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
4.20. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
4.21. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов муниципальные организации дополнительного образования организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
4.21.1. Муниципальные организации дополнительного образования должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
4.21.2. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания муниципальных организаций дополнительного образования и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
4.21.3. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
4.22. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами муниципальные организации дополнительного образования обеспечивают:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптацию официальных сайтов муниципальных организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
- предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения муниципальных организаций дополнительного образования, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
4.23. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
4.23.1. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
4.23.2. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в муниципальных организациях дополнительного образования.
4.23.3. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в муниципальных образовательных организациях, так и по месту жительства.
4.24. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.
4.24.1. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется муниципальной организацией дополнительного образования, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
4.24.2. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.
4.25. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
4.25.1. С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов муниципальными организациями дополнительного образования обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
4.25.2. Муниципальные организации дополнительного образования могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.