Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение ООО "Южный кадастровый центр" по вопросу разъяснения норм земельного законодательства, в части применения положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) при установлении сервитута под линейными объектами и сообщает следующее.
В отличие от гражданского законодательства земельное законодательство не связывает установление сервитута с наличием или отсутствием главной вещи. Установление сервитута в земельном законодательстве обусловлено обеспечением деятельности, предусмотренной статьей 23 и главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Статья 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) устанавливает, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, случаях размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
При оценке существенности затруднений, при которых размещение линейного объекта приведет к невозможности использования земельного участка, следует исходить из соотношения площади линейного объекта и обременяемого участка, принимая во внимание то, что линейный объект при размещении затрагивает, как правило, крайне незначительную площадь земельного участка (несколько процентов). Таким образом, представляется недопустимым считать такое обстоятельство порождающим невозможность использования земельного участка в целом. Также необходимо отдельно уделить внимание вопросу размещения линейного объекта, так в случае, если оно осуществляется между полевыми работами, предусматривает рекультивацию земель и на большей части прохождения линейного объекта оставляет возможность для ведения сельского хозяйства (вследствие подземного размещения или размещения на мачтах, опорах), то это также не должно являться основанием для признания линейного объекта существенно затрудняющим использование земельного участка.
Тем самым, можно сделать вывод о том, что строительство и обслуживание линейных объектов, чаще всего, не является основанием для отказа в установление сервитута в связи с невозможностью использовать земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднением в его использовании.
Положения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - Классификатор), предусматривают возможность размещения линейных объектов без изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором данные объекты расположены.
Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом земель особо охраняемых природных территорий).
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 декабря 2015 г. N Д23и-6083 "О разъяснении положений земельного законодательства"
Текст письма опубликован не был