Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2020 г. N 18-КА20-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции административное дело N 2а-431/2019 по административному исковому заявлению Коробки Анатолия Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Краснодарскому краю, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края о признании безнадёжной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по страховым взносам по кассационной жалобе Коробки А.Н. на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения на кассационную жалобу представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Краснодарскому краю - Полозкова Д.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Коробка А.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 17 по Краснодарскому краю), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе Краснодарского края (далее - ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края) о признании безнадёжной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что в отношении его ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края вынесены постановления о взыскании страховых взносов и пени: от 5 октября 2011 года N 4098 в размере 12 349,03 руб.; от 25 апреля 2012 года N 2235 - 17 497,09 руб.; от 10 апреля 2013 года N 4075 - 19 873,03 руб.; от 21 мая 2014 года N 0054 - 41 616,52 руб.; от 14 апреля 2015 года N 2257 - 27 720,95 руб., Абинским районным судом Краснодарского края по делу N 2А-488 принято решение от 20 апреля 2016 года о взыскании с Коробки А.Н. в пользу ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края страховых взносов и пени в размере 19 243,33 руб.
Коробка А.Н. также указал, что задолженность по страховым взносам исчислена ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края за период, когда он документально значился индивидуальным предпринимателем, но фактически уже прекратил осуществлять эту деятельность, при этом никакой отчётности в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и в налоговые органы не представлял.
На основании названных постановлений и решения судебным приставом-исполнителем Абинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее - Абинский РОСП УФССП России по Краснодарскому краю) в отношении заявителя возбуждены исполнительные производства и вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника.
О вынесенных в отношении его постановлениях и решении суда административный истец узнал в декабре 2018 года; обращался в досудебном порядке к административным ответчикам с заявлением о списании взысканной недоимки и отзыве исполнительных документов, в чём ему было отказано, что послужило основанием для обращения в суд.
Заявитель просил суд, применив положения статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ), признать безнадёжной к взысканию и подлежащей списанию недоимку по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и обязать административных ответчиков отозвать исполнительные документы из Абинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 15 августа 2019 года Коробке А.Н. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Коробка А.Н. просит об отмене решения Абинского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 10 марта 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера нарушения норм материального и процессуального права.
Из материалов административного дела усматривается, что Коробка А.Н. в установленном порядке зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 6 сентября 2004 года по 10 ноября 2015 года (в апелляционном определении датой прекращения данной деятельности ошибочно указано 10 ноября 2011 года).
В отношении заявителя ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края вынесены постановления о взыскании страховых взносов и пени: от 5 октября 2011 года N 4098 в размере 12 349,03 руб.; от 25 апреля 2012 года N 2235 - 17 497,09 руб.; от 10 апреля 2013 года N 4075 - 19 873,03 руб.; от 21 мая 2014 года N 0054 - 41 616,52 руб.; от 14 апреля 2015 года N 2257 - 27 720,95 руб., Абинским районным судом Краснодарского края по делу N 2А-488 принято решение от 20 апреля 2016 года о взыскании с Коробки А.Н. в пользу ГУ УПФ РФ Абинского района Краснодарского края страховых взносов и пени в размере 19 243,33 руб.
На основании указанных постановлений и решения судебным приставом- исполнителем Абинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю в отношении заявителя возбуждены исполнительные производства: 31 декабря 2011 года N ... о взыскании страховых взносов и пени в размере 12 349,03 руб.; 16 августа 2012 года N ... - 17 497,09 руб.; 29 апреля 2013 года N ... - 19 873,03 руб.; 25 апреля 2014 года N ... - 85 910,56 руб.; 26 мая 2014 года N ... - 41 616,52 руб.; 15 апреля 2015 года N ... - 27 720,95 руб.; 1 июня 2016 года N ... - 19 243,33 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Абинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 10 декабря 2018 года N 23021/18/835459 обращено взыскание на доходы Коробки А.Н. в пределах 238 071,52 руб. (основной долг - 222 267,72 руб., исполнительский сбор - 15 803,80 руб.).
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно буквальному содержанию части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ признаётся безнадёжной к взысканию и подлежит списанию только та недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которая исчислена в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), списание исчисленной в ином порядке задолженности законом не предусмотрено. Поскольку истцу суммы задолженности начислены по страховым взносам за период предпринимательской деятельности в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового периода, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 названного федерального закона, то, по мнению судов, заявленные им требования неправомерны.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда не может согласиться с таким выводом судебных инстанций и полагает, что он основан на неправильном применении норм материального, процессуального права и является преждевременным.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведённых за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).
В части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено исчисление страховых взносов в случае, когда сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчётный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков переданы налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов. Размер страховых взносов согласно данной норме определяется как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадёжными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из приведённого законоположения прямо следует, что признание безнадёжной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчётным (отчётным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере её применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчётный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Иное толкование норм материального права может привести к нарушению принципа равенства перед законом в отношении плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчёта страховых взносов сведений, и плательщиков страховых взносов, добросовестно представлявших такую информацию, что является недопустимым.
На основании изложенного недоимка по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ может быть признана безнадёжной к взысканию и подлежащей списанию.
Вместе с тем в силу части 11 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 данного федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу названного федерального закона.
В силу требований процессуального закона обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указывает административный ответчик, Абинским РОСП УФССП России по Краснодарскому краю произведено взыскание по исполнительным производствам в отношении Коробки А.Н. в размере 38 329,63 руб.; денежные средства поступили в бюджет Российской Федерации.
МИФНС N 17 по Краснодарскому краю в порядке, предусмотренном статьёй 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ, произведено списание безнадёжной к взысканию задолженности по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года, начисленные в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в сумме 99 761,68 руб. (из них пеня - 35 186,92 руб.).
Административный ответчик настаивает на том, что органами Пенсионного фонда Российской Федерации принят весь комплекс мер по принудительному взысканию задолженности, часть которой уже взыскана и поступила в соответствующий бюджет, в связи с чем, по мнению МИФНС N 17 по Краснодарскому краю, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Однако, как следует из материалов настоящего административного дела, суды первой и апелляционной инстанций не учли приведённые выше нормы и не исследовали обстоятельства, связанные с уплатой (взысканием, списанием) недоимки и задолженности по пеням и штрафам административного истца до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ, на которые ссылается административный ответчик. Тогда как данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения административного дела и подлежат обязательному установлению и исследованию в ходе судебного разбирательства.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
С учётом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения настоящего административного дела, принятые ими судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Абинского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2020 г. N 18-КА20-1
Текст определения опубликован не был