Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Камчатского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Камчатское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оспаривает конституционность следующих положений части 2 статьи 4 Закона Камчатского края от 25 февраля 2011 года N 564 "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае", относящих к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается:
здания, занимаемые органами государственной власти Камчатского края, и прилегающие к указанным зданиям (к ограждению, если здание имеет огражденную территорию) территории на расстоянии 250 метров от любой точки периметра здания (ограждения) (пункт 2);
территории, прилегающие к объектам органов (организаций), выполняющих задачи в области обороны и безопасности (к ограждению, если объект имеет огражденную территорию), на расстоянии 250 метров от любой точки периметра объекта (ограждения), если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5).
Как следует из представленных материалов, Камчатское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" подало уведомление о проведении 23 марта 2019 года публичного мероприятия в форме митинга в городе Петропавловске-Камчатском на территории, прилегающей к стеле "Город воинской славы".
Администрация муниципального образования на основании оспариваемых законоположений отказала в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку заявленное организатором публичного мероприятия место его проведения находится в непосредственной близости от зданий, занимаемых соответственно Правительством Камчатского края и федеральным казенным учреждением "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю". Оспаривая данный отказ в судебном порядке, Камчатское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" указывало на то, что заявленное место проведения публичного мероприятия находится на расстоянии более 250 метров от названных зданий, однако суды, в том числе с учетом исследованных топографических схем расположения объектов, отклонили доводы заявителя. Установив, что стела "Город воинской славы" расположена на расстоянии менее 250 метров от здания, занимаемого Правительством Камчатского края, суды со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 4 Закона Камчатского края "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае" признали законным отказ в согласовании места проведения публичного мероприятия.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 31 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют достоверно определять границы территорий, в пределах которых запрещено проведение публичных мероприятий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин (объединение граждан) вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным судом в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы; при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде. По смыслу указанных положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конкретным делом является то дело, в котором судом в установленной законом процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства.
Между тем, как следует из судебных решений, вынесенных по делу Камчатского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", законность отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия была обоснована его расположением в непосредственной близости от здания, занимаемого Правительством Камчатского края. Одно лишь упоминание пункта 5 части 2 статьи 4 Закона Камчатского края "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае" в приложенных к жалобе судебных актах не подтверждает его применение в конкретном деле заявителя, а потому жалоба в этой части не может быть признана допустимой.
2.2. Оценивая закрепленный в пункте 2 части 2 статьи 4 Закона Камчатского края "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае" запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций на территориях, в зданиях, занимаемых органами государственной власти Камчатского края, и на прилегающих к указанным зданиям (к ограждению, если здание имеет огражденную территорию) территориях на расстоянии 250 метров от любой точки периметра здания (ограждения), надлежит учитывать, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2019 года N 33-П был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 31, 55 (часть 3), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (часть 2), пункт 6 статьи 5 Закона Республики Коми от 29 ноября 2012 года N 91-РЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", поскольку установленный им запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов Российской Федерации.
Определяя юридические последствия принятия этого Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации указал, помимо прочего, что в силу частей третьей и четвертой статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание пункта 6 статьи 5 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" не соответствующим Конституции Российской Федерации является основанием для отмены или изменения в установленном порядке органами власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов, содержащих такие же нормы, какие были признаны Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, и влечет невозможность применения соответствующих положений судами, другими органами и должностными лицами.
При таких обстоятельствах жалоба Камчатского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 части 2 статьи 4 Закона Камчатского края "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае" в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть принята к рассмотрению, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что этим, по смыслу статей 4 (часть 2), 15 (часть 2), 19 (часть 1), 31 и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации, не отменяется действие, в том числе на территории Камчатского края, части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии с которой после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных (приспособленных) мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в таких местах.
Соответственно, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 4 июня 2020 года N 27-П, проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований в других местах, даже если они не отнесены к тем, где федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации запрещено проведение публичных мероприятий, должно быть обусловлено объективными причинами, свидетельствующими о невозможности организации конкретного публичного мероприятия в специально отведенных (приспособленных) местах (занятость указанных мест, недостаточность их предельной заполняемости заявленному числу участников публичного мероприятия, верифицируемая связь планируемого публичного мероприятия с конкретным местом и т.п.). Иначе реализация конституционно гарантированного права граждан на свободу мирных собраний будет сопряжена с незаконным отступлением от установленных федеральным законодателем правил проведения публичных мероприятий, определяющих пределы усмотрения их организаторов в вопросе выбора места таких мероприятий, имеющие своим предназначением обеспечение в указанной сфере разумного баланса частных и публичных интересов, вытекающего из статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом в случае отказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в месте, не включенном в установленном законом порядке в перечень единых мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан в целях публичного выражения мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, его организатору должна быть гарантирована возможность обращения за защитой своего права на свободу мирных собраний в суд, который обязан в максимально короткий срок до даты проведения планируемого публичного мероприятия объективно и всесторонне оценить обоснованность такого отказа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 24-П).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Признать жалобу Камчатского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесения предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2020 г. N 1346-О "По жалобе Камчатского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 5 части 2 статьи 4 Закона Камчатского края "Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)