Анализ административной практики по-прежнему свидетельствует об актуальности вопросов применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99). В числе таких вопросов, лидирующее место занимает вопрос о том, наличие у участника закупки какого опыта подтверждает его соответствие дополнительным требованиям, установленным указанным Постановлением N 99, при осуществлении субъектами контроля закупок в сфере строительства - "генеральный подряд" и/или "субподряд". Мнение в этом вопросе разделились.
Напомним, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением N 99 установило к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Например, Постановлением N 99 к участникам закупки при осуществлении субъектами контроля закупки на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующей закупки в объеме, указанном в Постановлении N 99. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: 1) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Такой документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 2) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Так, ряд коллег, основываясь на вышеперечисленных положениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утверждают, что для целей участия в закупках в сфере строительства не содержат каких-либо запретов, ограничений или условий относительно необходимости представления документов, подтверждающих опыт выполнения работ исключительно в качестве генерального подрядчика. Следовательно, не имеет значения для определения опыта выполнение работ как в состоянии генподрядчика или субподрядчика, иное следовало бы квалифицировать как ограничение конкуренции.
Указанный подход нашел свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2019 N 301-ЭС19-11536, согласно которому в передаче дела N А43-21355/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства отказано.
Согласно указанному определению суда, исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что в рамках представленного в заявке договора общество выполняло работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, свидетельствующие о наличии у него опыта на выполнение работ по спорной закупке. Стоимость выполненных обществом работ превышает 20 процентов цены контракта и отвечает требованиям действующего законодательства о контрактной системе и положениям документации об электронном аукционе.
Довод Учреждения о том, что выполнение обществом работ по договору субподряда, заключенному с генеральным подрядчиком в рамках исполнения государственного контракта, не подтверждает наличие необходимого опыта исполнения контракта именно у общества, был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен как противоречащий положениям законодательства Российской Федерации и имеющимся в деле доказательствам.
Между тем, другая позиция, основанная на в том числе выше перечисленных положениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе, сводится к тому, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства.
Анализ административной практики, в том числе представленной в настоящем обзоре, свидетельствует о том, что Федеральная антимонопольная служба, как контрольный орган в сфере закупок, придерживается именно данной позиции. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении закупок в сфере строительства антимонопольный орган исходил из следующего.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе к дополнительным требованиям, которые Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, отнесены дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к Постановлению N 99.
Соответствующие пункты приложений 1 и 2 к Постановлению N 99 предусматривают следующие случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации:
- выполнение работ по строительству,
- реконструкции,
- капитальный ремонт, касающиеся названных объектов с указанной начальной (максимальной) ценой контракта для обеспечения государственных нужд.
При этом пункт 4 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса предусматривает составление акта приемки объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, но в случае капитального ремонта.
Кроме того, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (иное требование установлено для организаций государственного сектора).
Тем самым, статьей 9 указанного закона предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов, указанных в этой статье.
Отсутствие термина "акт приемки объекта капитального строительства" в соответствующих пунктах приложений N 1 и 2 к Постановлению N 99 и указание в нем "акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) обусловлено отсутствием необходимости установления конкретной формы акта, подлежащего представлению в составе заявки. Иными словами, требуется представить акт любой формы с учетом положений указанного закона, подтверждающий стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). При этом в случае если конкретный акт приемки законченного строительством объекта по названным типовым формам соответствует приведенным требованиям он может рассматриваться как акт выполненных работ и быть представлен в составе заявки для подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, установленному в Постановлении N 99.
Кроме того, необходимо учитывать, что в действующей редакции Постановления N 99 (как и в предыдущей редакции) требуется подтверждение актом выполненных работ стоимости именно исполненного контракта (договора).
Таким образом, в случае если в составе заявки участником закупки представлены документы, подтверждающие исполнение им части контракта, по которому оно выполняло отдельные работы в качестве субподрядчика, свидетельствует о том, что таким участником не представлены акты выполненных работ, подтверждающих исполнение самого контракта (договора), а также свидетельствует о предоставлении таким участником закупки документов об опыте иных лиц, что не соответствует Постановлению N 99.
Указанные выводы находят свое подтверждение, в том числе и в судебных актах Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 26.06.2019 N 305-ЭС19-9691 по делу N А40-24295/2018, Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017.
1. Комиссия ФАС России в ходе рассмотрения жалобы общества пришла к выводу о том, что победитель закупки не соответствует дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99, поскольку в качестве опыта им представлен субподрядный договор.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной Комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно сокращен срок выполнения работ;
2. Неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
4. Ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, а также размер аванса;
5. В документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что в отношении казенных предприятий не применяются положения об обеспечении исполнения контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.05.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.06.2020;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
7) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 4 участника закупки, 2 из которых признаны соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок выполнения работ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно доводу Заявителя, срок выполнения работ в рамках исполнения государственного контракта сокращен, поскольку в соответствии с положениями документации об Аукционе въезд на территорию закрытого административного территориального образования города Саров ограничен и производится строго по пропускам, в связи с чем для въезда необходимо получение разрешения на въезд.
При этом, согласно положениям проекта государственного контракта документации об Аукционе, срок выполнения работ составляет 36 месяцев с даты заключения государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление в документации об Аукционе вышеуказанного срока выполнения работ обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно сведениям, опубликованным в ЕИС, извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе размещены в ЕИС 25.05.2020 в 12:10, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 10.06.2020 в 09:00, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил сведения, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту "***".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что из положений документации об Аукционе представляется возможным определить порядок, объем выполнения работ. При этом описание объекта закупки в документации об Аукционе установлено в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, а также размер аванса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Пунктом 5.3 документации об Аукционе, установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта".
Пунктом 3.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик производит авансирование работ в размере 30% от цены Контракта".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что размер обеспечения исполнения государственного контракта, а также размер аванса установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что в отношении казенных предприятий не применяются положения об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением.
Согласно пункту 5.3 документации об Аукционе в случае если подрядчиком является казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к подрядчику не применяются.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное положение документации об Аукционе установлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в следующих случаях:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно, наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 3.4 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2020 N *** (далее - Протокол) заявка участника закупки с идентификационным номером "***" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что заявка участника закупки с идентификационным номером "***" признана несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99, поскольку в составе второй части заявки участника приложен, в том числе акт выполненных работ, согласно которому стоимость выполненных работ составляет *** рублей, что не подтверждает стоимость представленного в составе заявки данного участника закупки исполненного договора N *** от 18 июля 2014, цена которого составляет *** рубля.
На заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки с идентификационным номером "***", поданная на участие в Аукционе, содержит, в том числе:
- копию договора строительства объекта N 333/19/1334 от 18.08.2014, заключенного между ОАО "***" и ЗАО "***" (далее - Договор);
- копию дополнительного соглашения N 8 к Договору, согласно которому цена Договора составляет *** рубля;
- копию акта приемки законченного строительством объекта от 01.06.2019, согласно которому стоимость объекта составила *** рублей;
- копии актов о приемке выполненных работ по Договору.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ и акт приемки законченного строительством объекта по договору, предоставленному участником закупки с идентификационным номером "***" в составе заявки, не подтверждают выполнение участником закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта Аукциона в соответствии с требованиями документации об Аукционе и Постановления Правительства N 99.
Таким образом, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о несоответствии в части вышеуказанного требования заявки участника закупки с идентификационным номером "86693" требованиям, установленным документацией об Аукционе и Постановления Правительства N 99.
На основании изложенного, а также учитывая, что в Протоколе не указано иных оснований для признания заявки участника закупки с идентификационным номером "***" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Аукционной комиссии, нарушают часть 7 статьи 69 Закона и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно Протоколу, заявка участника закупки с идентификационным номером "***" (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе признана.
На заседании Комиссии установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) во второй части заявки представлен договор N 065/2018 от 28.09.2018, заключенный между ПАО "***" и Победителем на выполнение работ по строительству объекта "Расширение котельной ТЭЦ. Строительство котельных и реконструкция сетей теплоснабжения на территории индустриального парка "ОЭЗ ППТ "***" на сумму *** рубля.
При этом представленное в составе заявки Победителя разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.03.2019 N RU ****-16 ОВ-19 выдано АО "***".
Кроме того, согласно представленному в составе заявки Победителя акту приемки законченного строительством объекта N 5 от 29.03.2019 Победитель является субподрядчиком по данному договору.
Вместе с тем, указанные в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Победителем не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки Победителя документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения частей 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.06.2020 по делу N 20/44/105/1110 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 18.06.2020 по делу N 20/44/105/1110)
2. В другом деле Комиссия ФАС России, признавая допуск участника закупки неправомерным, исходила из того, что в составе заявки отсутствовал полный комплект документов, перечень которых поименован в Постановление N 99 и свидетельствующий о наличии опыта исполнения контракта (договора) в качестве генерального подрядчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе график выполнения строительно-монтажных работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.06.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - средства федерального, регионального и муниципального бюджетов в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств на 2020 - 2022 годы; КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
6) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене государственного контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.
В соответствии с пунктом 3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе сроки выполнения работ определяются в соответствии, в том числе с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к государственному контракту документации об Аукционе).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документация об Аукционе содержит, в том числе график выполнения строительно-монтажных работ, составленный в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" и позволяющий участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в следующих случаях:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно, наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 14 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки, на участие в электронном аукционе от 11.06.2020 N ***-4 заявка участника закупки с идентификационным номером "2" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив заявку ООО "***" Комиссией установлено, что в качестве подтверждения наличия опыта представлен контракт N 18/02/2019МСК от 12 "апреля" 2019 года АО "***" и ООО "***" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство бытового корпуса N 3 АБК" шахты "Талдинская-Западная-1" (далее - Объект) на сумму *** рублей, а также акт приемки законченного строительством Объекта от 20 "февраля" 2020 года.
При этом в составе заявки ООО "***" не представлено разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию по вышеуказанному контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участником закупки ООО "***" в составе заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие заявки единственного участника требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, связанные с допуском единственной заявки, опыт выполненных работ которой не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 11 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик, по согласованию с Заказчиком, вправе привлечь для выполнения работ (части работ) субподрядные организации", что не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя Комиссии, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
4. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Приложением N 5 к государственному контракту документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Пунктом 5.2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней с даты подписания Контракта, по согласованию с Заказчиком, определить виды и объемы работ, предусмотренные Контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570".
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность согласования исполнителем по государственному контракту с заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые исполнитель обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 5 к государственному контракту документации об Аукционе предусмотрены конкретные виды работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 570 конкретные виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы Заявителя Комиссии, ввиду отсутствия информации о нарушении прав третьих лиц, не представляется возможным сделать вывод о том, что вышеуказанные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.06.2020 по делу N 20/44/105/1096 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Комиссии ФАС России от 17.06.2020 по делу N 20/44/105/1096)
3. Еще в одном примере Комиссия ФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы на неправомерное принятие аукционной комиссией решения о соответствии заявки победителя требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, поскольку в качестве подтверждения наличия опыта победителем представлен договор субподряда.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о соответствии заявки с идентификационным номером "2" (Победитель) требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.05.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2020;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки, которые допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 02.06.2020;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, которые признаны соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ОАО "***" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки Победителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
В соответствии с документацией об Аукционе установлены, в том числе дополнительные требования в соответствии с пунктом 1 (1) Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в составе второй части заявки.
Согласно пункту 1 (1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия устанавливается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пункте 17 информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены аналогичные дополнительные требования.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.06.2020 N ***-3 заявка участника закупки с идентификационным номером "2" (Победитель) признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив заявку Победителя, Комиссией установлено, что Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта представлен договор субподряда от 16.10.2017 N 159 заключенный между АО "***" и Победителем на выполнение работ в рамках проекта "***" на сумму *** рублей. При этом, согласно итоговым актам приемки выполненных работ генеральным подрядчиком является АО "***".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Победителем в составе заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды работ, не имеет надлежащего опыта выполнения строительных работ.
Указанные в пункте 1 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Победителем не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.06.2020 по делу N 20/44/105/1085 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 16.06.2020 по делу N 20/44/105/1085)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2020 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.