1. Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подлежит направлению электронной площадкой в сроки, установленные Законом о контрактной системе.
Государственный заказчик обратился в антимонопольную службу с заявлением о неправомерности действий электронной площадки, по мнению заказчика, которая препятствует дальнейшему размещению заказа на поставку медицинских изделий, необходимых для оказания помощи гражданам.
Как следует из материалов проверки и обращения заявителя, действительно осуществление закупки было прервано, что в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе явилось основанием для проведения внеплановой проверки действий всех субъектов контроля.
В обращении государственный заказчик утверждал, что электронной площадкой не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении аукциона, в результате чего у заказчика отсутствовала возможность размещения протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Напомним, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссией заказчика оформляется протокол и подписывается всеми присутствующими на заседании такой комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок (ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе), который не позднее даты окончания срока рассмотрения таких заявок направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе (ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Между тем, как установлено в ходе проверки действий заявителя, а также согласно данным информационной системы "Независимый регистратор" обязанность по направлению протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе электронной площадки в регламентированный Законом о контрактной системе срок заявителем не исполнена.
Решение Комиссии ФАС России от 30.04.2020 по делу N П-55/20 (полный текст изготовлен 05.06.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заказчика, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заказчика отсутствовала возможность размещения протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.03.2020;
6) дата проведения Аукциона - 16.03.2020.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе устанавливает, что указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает обязанность Заказчика в регламентированный срок направить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Оператору электронной площадки и разместить его в ЕИС.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 13.03.2020.
Согласно доводу Заявителя, при попытке 13.03.2020 в личном кабинете разместить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе возникли технические неполадки, в результате чего указанный протокол не размещен.
В соответствии со сведениями, представленными Оператором электронной площадки на заседании Комиссии, протокол рассмотрения первых частей заявок не направлен Заказчиком на сайт Оператора электронной площадки в регламентированный срок.
При этом на заседание Комиссии Заявитель не явился, а также не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Кроме того, Комиссией установлено, что при проведении Аукциона на компьютере Заявителя не использовалось специализированное программное обеспечение информационной системы "Независимый регистратор", предназначенное для видеофиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в связи с чем у Комиссии отсутствуют сведения об отображаемой на компьютере Заявителя информации.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком надлежащим образом не исполнена обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, то есть не направлен Оператору электронной площадки и не размещен в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона в регламентированный срок, Комиссия признает нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.04.2020 по делу N П-55/20 в адрес *** УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Сведения о результатах проведения закупки, размещаемые в ЕИС, не должны противоречить сведениям, содержащиеся в оригиналах протоколов, составляемых комиссией заказчика.
ФАС России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка действий субъектов контроля при осуществлении закупки в форме электронного запроса котировок.
Как следует из материалов проверки, заказчик утверждал, что, по его мнению, оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств. Утверждение заказчика было основано на том, что электронной площадкой, по его мнению, размещены некорректные результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что во исполнение части 1 статьи 82.4 Закона о контрактной системе котировочная комиссия рассмотрела заявки на участие в запросе котировок, по результатам которого котировочная комиссия в соответствии с частью 2 названной статьи приняла решение о признании как соответствующими заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, так и несоответствующими заявки установленным требованиям.
Результаты указанного рассмотрения согласно части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок и подписаны всеми присутствующими членами котировочной комиссии в установленные Законом о контрактной системе сроки, и во исполнение части 6 статьи 82.4 названного закона не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок заказчиком направлен оператору электронной площадки указанный протокол.
Электронная площадка согласно части 8 статьи 82.4 Закона о контрактной системе, включив в данный протокол требуемую в соответствии с Законом о контрактной системе информацию (сведения) разместила его, в том числе в единой информационной системе.
Контрольный орган в сфере закупок установил, что заказчиком электронной площадки направлены некорректные сведения о лицах, допущенных в участии в запросе котировок. Обратного заявителем не доказано, информационной системой "Независимый регистратор", в том числе предназначенной для видеофиксации действий участников контрактной системы в процессе проведения закупок на электронных площадках и в ЕИС не пользовался.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 30.04.2020 по делу N П-53/20 (полный текст изготовлен 05.06.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, поскольку Оператором электронной площадки размещены некорректные результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных возражениях на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.04.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубль;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок - 17.04.2020;
6) на участие в Запросе котировок подано 3 заявки от участников закупки;
7) на участие в Запросе котировок допущено 2 участника закупки;
8) победителем Запроса котировок признан ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
Согласно части 1 статьи 82.4 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в таком запросе.
Согласно части 2 статьи 82.4 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме котировочная комиссия принимает решение о признании заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и участника такого запроса, подавшего данную заявку, соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо решение о несоответствии заявки и (или) участника требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и об отклонении заявки в случаях, которые предусмотрены частью 3 статьи 82.4 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 6 статьи 82.4 Закона о контрактной системе указанный в части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенных в таких заявках цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги. Заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, содержащей предложение о наиболее низкой цене контракта, наименьшей сумме цен единиц товара, работы, услуги, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в таком запросе, в которых предложены такие же цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 8 статьи 82.4 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки включает в протокол, указанный в части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную частью 6 статьи 82.4 Закона о контрактной системе, в том числе информацию о победителе запроса котировок в электронной форме, об участнике запроса котировок в электронной форме, предложившем в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги такие же, как и победитель запроса котировок в электронной форме, или об участнике запроса котировок в электронной форме, предложение которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после предложенных победителем запроса котировок в электронной форме условий, формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме и размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке в течение одного часа с момента получения от заказчика протокола, указанного в части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе.
Согласно обращению Заявителя Оператор электронной площадки, в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок от 20.04.2020, сформированном в соответствии с частью 8 статьи 82.4 Закона о контрактной системе в электронной форме (далее - Протокол в электронной форме), неправомерно признал победителем Запроса котировок ООО "***".
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в бумажной форме от 20.04.2020 N *** ООО "***" отказано в допуске к участию в Запросе котировок. При этом согласно сведениям ЕИС и Протоколу в электронной форме ООО "***" допущен к участию в Запросе котировок.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что Заказчик в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки формирует электронную карточку протокола, где указывает сведения о соответствии участника закупки требованиям документации о Запросе котировок, Закону о контрактной системе. Вместе с тем, Оператору электронной площадки поступил информационный пакет, содержащий, в том числе, сведения о соответствии заявки ООО "***" требованиям документации о Запросе котировок и Закона о контрактной системе, в результате чего победителем Запроса котировок признан ООО "***".
При этом Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие в действиях Оператора электронной площадки нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таком образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 82.4 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.04.2020 по делу N П-53/20 в адрес *** УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. В случае возврата электронной площадкой заявки на участие в электронной закупке, заявитель при обжаловании подтверждает наличие на специальном счете свободных для блокирования денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в такой закупке на дату и время окончания срока подачи таких заявок.
Общество обратилось в антимонопольную службу с жалобой на неправомерные действия площадки, неправомерно возвратившей заявку заявителя на участие в аукционе.
Контрольный орган в сфере закупок на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провел внеплановую проверку, в ходе осуществления которой установлено следующее.
Частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки возвращает заявки на участие в электронном аукционе, в том числе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, то есть в случае, если банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, по причине отсутствия на выбранном счете участника закупки запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент окончания подачи заявок. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по основаниям, не указанным в указанной части не допускается.
В ходе проведения проверки электронной площадкой представлены сведения, согласно которым при выборе заявителем специального счета для участия в аукционе указан соответствующий специальный счет, открытый в уполномоченном банке, вместе с тем банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, по причине отсутствия на выбранном обществом счете запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент окончания подачи заявок.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что общество не представило документы, свидетельствующие о наличии на указанную дату и время на специальном счете свободных для блокирования денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в аукционе, согласиться с утверждениями заявителя Комиссии ФАС России не представилось возможным.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.04.2020 N 20/44/99/97 (полный текст изготовлен 23.04.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.03.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета *** муниципального района *** области;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.03.2020;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 04.03.2020;
9) в соответствии с частью 20 статьи 68 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта *** рубля.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе.
Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.03.2020 в 08:00.
Согласно извещению о проведении Аукциона, размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет *** рублей.
Из жалобы следует, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка Заявителя на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым при выборе специального счета для участия в Аукционе Заявителем указан специальный счет N ***, открытый в ПАО "***" (далее - Банк), вместе с тем Банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, по причине отсутствия на выбранном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент окончания подачи заявок.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих наличие на специальном счете свободных для блокирования денежных средств в размере, достаточном для обеспечения заявки на участие в Аукционе, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности довода Заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.