1. Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность согласования подрядчиком по контракту с заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц.
Общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика при проведении последним закупки в сфере строительства. Учитывая обстоятельства, на который ссылалось общество в своем обращении ФАС России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку, по результатам проведения которой установлено следующее.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать какие-либо иные требования к участникам закупок, за исключением поименованных в указанной статье Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что контракт по результатам осуществления закупки заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены, в том числе, возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных данным Постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрена обязанность согласования подрядчиком по контракту с заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц.
Однако, как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, условиями проекта контракта является обязанность подрядчика предоставить заказчику на согласование виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что не соответствует положениям Постановления N 570.
Решение Комиссии ФАС России от 23.06.2020 по делу N 20/44/99/177 (полный текст изготовлен 26.06.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению заявок на участие в Аукционе;
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса;
3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ;
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к гарантийным обязательствам, а именно:
- не установлены условия о порядке и сроке предоставления гарантийных обязательств;
- не определено начало срока действия гарантийных обязательств;
- неправомерно установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств в отношении конструктивных элементов;
5. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены график выполнения строительно-монтажных работ, график финансирования;
6. В составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.05.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства краевого бюджета; КБК - ***;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.06.2020;
8) дата рассмотрения вторых частей заявок от участников закупки - 23.06.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению заявок на участие в Аукционе.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системы, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системы, указывается, в том числе, размер обеспечения заявок на участие в аукционе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, что обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что документацией об Аукционе предусмотрен порядок внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, а также требования к банковской гарантии, предоставляемой для целей обеспечения заявки на участие в Аукционе. При этом согласно документации об Аукционе банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен конкретный размер аванса.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Пунктом 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 30 % от цены каждого этапа исполнения контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта, и в соответствии с действующим законодательством".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Приложением N 1 "График финансирования"
к проекту государственного контракта документации об Аукционе определены этапы исполнения контракта, а также размер цены каждого этапа. При этом размер аванса установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "оплата промежуточных объемов выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется по системе казначейского исполнения бюджета в сроки и в размерах, которые установлены Графиком оплаты выполненных работ по контракту (Приложение 9) с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 2), на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (Приложение 6), в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Заказчиком Акта о приемке выполненных работ (Приложение 5)".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что порядок оплаты выполненных работ установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к гарантийным обязательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Пунктом 5.3 информационной карты документации об Аукционе предусмотрено требование к обеспечению гарантийных обязательств в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе за 5 дней до подписания Акта о завершении работ подрядчик предоставляет обеспечения гарантийных обязательств в порядке и сроках, установленных разделом 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что разделом 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрены условия о порядке и сроке предоставления гарантийных обязательств.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 8.2.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе определено начало срока действия гарантийных обязательств, а именно началом срока действия гарантийных обязательств считается дата подписания акта приемки в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с пунктом 10.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе обеспечение гарантийных обязательств должно быть предоставлено подрядчиком отдельно по каждому конструктивному элементу, указанному в пункте 10.3.1 контракта.
При этом установленные условия проекта государственного контракта документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график выполнения строительно-монтажных работ, график финансирования.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что обязательными приложениями к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлены, в том числе график финансирования (Приложение N 1) и график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), составленные в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" и позволяющие участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе неправомерно не размещен проект сметы контракта.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Также частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 приложения N 2 "Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр (далее - Методика) смета контракта на выполнение подрядных работ по строительству некапитальных строений и сооружений, а также других подрядных работ, указанных в разделе VI порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок), по соглашению сторон контракта может быть составлена в соответствии с Методикой, если в составе документации о закупке размещен проект сметы контракта.
Пунктом 4 Методики установлено, что при осуществлении закупки подрядных работ по строительству и реконструкции путем проведения конкурентных способов определения подрядчиков смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном в порядке, проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.
Учитывая вышеизложенное, в качестве проекта сметы контракта представлены размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы на выполнение работ.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена документация о закупке, в том числе сметы на строительство, что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
7. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 4.2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения Контракта, предоставить Заказчику на согласование виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, по форме, установленной Приложением 8 к Контракту".
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность согласования исполнителем по государственному контракту с заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, которые исполнитель обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 23.06.2020 по делу N 20/44/99/177 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение сроков, установленных Законом о контрактной системе, неправомерна.
В ФАС России поступило обращение общества, согласно которому его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, неправомерно отменившего процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что послужило поводом к проведению внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, как следует из материалов дела, доводы заявителя подтвердились, поскольку согласно сведениям единой информационной системе, заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Напомним, заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч.1 ст. 36 Закона о контрактной системе). При этом по истечении указанного срока заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч.2 ст. 36 Закона о контрактной системе).
Между тем, таких обстоятельств заказчиком в антимонопольный орган не представлено.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.06.2020 по делу N 20/44/99/164 (полный текст изготовлен 18.06.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно отменившего процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС - 15.04.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.05.2020;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, признанные соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) Заказчиком 03.06.2020 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно отменена процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.05.2020.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕИС, Заказчиком 03.06.2020 опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2020 N ИО1, то есть позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчик на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих правомерность отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение регламентированного срока, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом согласно пункту 7.3.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, не может превышать цену государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлена не в соответствии с Постановлением N 1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.05.2020.
Согласно пункту 28 информационной карты Конкурной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации - 24.05.2020.
Таким образом, действия Заказчика, установившего срок окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений Конкурсной документации в нарушение регламентированного срока, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 36, части 8 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 15.06.2020 по делу N 20/44/99/164 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
3. Денежные средства участника закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат разблокированию на специальном счете в случае, если отклонение заявки такого участника является третьим в течение одного квартала в отношении вторых частей заявок.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России проведена внеплановая проверка по обращению общества, денежные средства которого, внесенные в качестве обеспечения заявки, не разблокированы электронной площадкой на специальном счете. Общество утверждало о неправомерности действий такой площадки что и послужило поводом для проведения внеплановой проверки.
Действительно, как установлено в части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В ходе проведения проверки установлено, что заявки заявителя трижды были признаны несоответствующими документации об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах, денежные средства заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе заблокированы оператором электронной площадки правомерно.
Необходимо отметить, что наличие либо отсутствие "систематичности" допущенных им нарушений при подаче трех заявок на участие в аукционах не имеет правового значения при квалификации действий электронной площадки, поскольку, руководствуясь частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, электронная площадка не имеет правовых оснований для установления наличия или отсутствия вины в действиях участника аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе, а лишь констатирует, с использованием программных средств наличие троекратного отклонения в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Между тем, как установлено Комиссией ФАС России в рамках внеплановой проверки в отношении заказчика, комиссии заказчика по двум аукционам неправомерно принято решение об отказе обществу в допуске к участию в аукционах, в связи с чем, денежные средства последнего в настоящий момент заблокированы в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.06.2020 N 20/44/99/159 (полный текст изготовлен 15.06.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.05.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет Республики ***, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.05.2020;
6) на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 21.05.2020;
8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене государственного контракта *** рублей.
Согласно обращению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым заявки Заявителя признаны несоответствующими документации об Аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе:
- по электронному аукциону номер извещения - *** (далее - Аукцион N 1) от 12.05.2020 в 18:25;
- по электронному аукциону номер извещения - *** (далее - Аукцион N 2) от 13.05.2020 в 15:33;
- по электронному аукциону номер извещения - *** (далее - Аукцион N 3) от 27.05.2020 в 17:28.
Таким образом, заявка Заявителя, поданная на участие в Аукционе, является третьей заявкой, признанной несоответствующей в течение одного квартала, в связи с чем, денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе заблокированы Оператором электронной площадки.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не разблокированы на специальном счете в связи с тем, что отклонение заявки Заявителя по Аукциону являются третьими в течение одного квартала на сайте Оператора электронной площадки в отношении вторых частей заявок.
Отклоняя довод Заявителя в связи с отсутствием "систематичности" допущенных им нарушений при подаче трех заявок на участие в Аукционах и руководствуясь частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Оператор электронной площадки не имеет правовых оснований для установления наличия или отсутствия вины в действиях участника аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе, а лишь констатирует, с использованием программных средств наличие троекратного отклонения в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Решением Комиссии ФАС России от 10.06.2020 по делу N 20/44/99/166 установлено, что по Аукциону N 1 и Аукциону N 2 Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, по Аукциону N 1 выдано предписание, в том числе об отмене протоколов, сформированных в ходе проведения закупки, при этом по Аукциону N 2 предписание не выдано в связи с тем, что по результатам проведения закупки заключен контракт.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что денежные средства Заявителя в настоящий момент заблокированы в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2020 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.