Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2020 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2020 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Минвостокразвития России
к ФАС России
3-е лицо: АО "Лаборатория программных решений"
о признании незаконным и отмене решения и предписания от 18.12.2019 г. по делу N 19/44/105/3563
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - Эминова В.Г., удост. N 21287, дов. от 21.05.2019 г. N ИА/42133/19 (диплом N 10724 от 2782237 от 13.07.2017 г.)
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Минвостокразвития России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России с требованием признать незаконными и отменить решение и предписание комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 18 декабря 2019 года по делу N 19/44/105/3563.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указывает заявитель, решением комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 18 декабря 2019 года по делу N 19/44/105/3563 о нарушении части 9 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе) по результатам рассмотрения жалобы АО "Лаборатория программных решений" (Третье лицо): жалоба Третьего лица признана обоснованной; в действиях аукционной комиссии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Аукционная комиссия) установлено нарушение части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе; Заявителю, Аукционной комиссии и АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Полагая, что решение ФАС России является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Лаборатория программных решений" на действия Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики при проведении Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, аукционной комиссией Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО "ЭТС" электронного аукциона на право заключения контракта на оказание организационных услуг для нужд Минвостокразвития России в 2020 - 2021 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0122100013519000022 (далее - Аукцион).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.10.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 18 732 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.11.2019;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, допущенных до участия в Аукционе;
6) дата проведения Аукциона - 08.11.2019;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, один из которых признан соответствующим;
8) победителем Аукциона признано АО "Лаборатория программных решений" с предложением о цене контракта в размере 293 185,25 рублей (за единицу продукции).
В результате рассмотрения данной жалобы ФАС России приняла решение от 18.12.2019 по делу N 19/44/105/3653, согласно которому жалоба ООО "Лаборатория программных решений" признана обоснованной, в действиях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики выявлены нарушения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики выдано предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, при принятии Решения ФАС России выполняла свои функции по контролю в сфере закупок, возложенные на нее законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации об Аукционе установлено ограничение в отношении участников электронного аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2019 N 0122100013519000022-3-2, ООО "Лаборатория программных решений" признано победителем Аукциона.
Вместе с тем, 11.12.2019 Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики принято решение об отказе от заключения государственного контракта с ООО "Лаборатория программных решений" (Протокол отказа от заключения контракта от 11.12.2019 N ПОК1 (далее - Протокол) на следующем основании: "В связи с установлением факта недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона".
ФАС России установлено, что в составе заявки ООО "Лаборатория программных решений", поданной на участие в Аукционе, ООО "Лаборатория программных решений" представлена, в том числе декларация о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
При этом представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики пояснили, что Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики принято решение об отказе от заключения государственного контракта с ООО "Лаборатория программных решений" на основании письма Федеральной налоговой службы от 05.12.2019 N 14-2-02/0042@, согласно которому в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа. При этом, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики установлено отсутствие сведений о наличии АО "Лаборатория программных решений" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр).
Согласно пояснениям представителя ООО "Лаборатория программных решений", ООО "Лаборатория программных решений" соответствует установленным условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с частью 1.1 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
При этом, согласно пояснениям представителя ООО "Лаборатория программных решений", наличие либо отсутствие сведений в Реестре не зависит от ООО "Лаборатория программных решений", поскольку такие сведения размещаются на официальном сайте уполномоченным органом в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, является декларация.
Необходимость наличия участника в Реестре, подтверждающего статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
На основании изложенного, а также учитывая, что представителями Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих ФАС России прийти к однозначному выводу о том, что ООО "Лаборатория программных решений" представлена недостоверная информация в отношении принадлежности ООО "Лаборатория программных решений" к субъектам малого предпринимательства.
Как следует из письма Минэкономразвития России от 26.10.2016 N ОГ-Д28-12717, положениями Закона о контрактной системе не установлены требования к форме декларации, а также не установлено требование нахождения участника закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании вышеизложенного, ФАС России обоснованно пришла к выводу о наличии в действиях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, принявшего решение об отстранении ООО "Лаборатория программных решений" от участия в закупке нарушения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При таких данных выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом ненормативном правовом акте, являются правильными и представленным в дело доказательствам соответствуют.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности, в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Следовательно, для признания недействительным обжалуемого Заявителем Решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав истца; несоответствие оспариваемого акта закону.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Оспариваемый ненормативный правовой акт ФАС России, ввиду его законности и обоснованности, не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не представлено доказательств фактического нарушения его прав.
Избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятым решению и предписанию ФАС России имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании норм права.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя. Однако поскольку Заявитель был освобожден от ее оплаты при подаче заявления на основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, вопрос о ее распределении не рассматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
Н.Е. Девицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2020 г. N А40-916/2020-122-4
Текст решения опубликован не был