Тульским областным судом изучена практика рассмотрения судами области административных дел о защите избирательный прав и права на участие в референдуме за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно.
Согласно данным статистической отчетности за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. судами Тульской области рассмотрено 41 административное дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (глава 24 КАС РФ).
Из них:
- 4 с прекращением производства в порядке п. 6 ч. 1 ст. 129 КАС РФ (ввиду отказа административного истца от административных исковых требований);
- 2 возвращено в порядке п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС (административное исковое заявление не подписано);
- 2 возвращено в порядке п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ (в связи с неподсудностью);
- 33 с вынесением решений: в 20 случаях отказано в удовлетворении заявленных требований.
В 2019 году в апелляционном порядке судебной коллегией по административным делам Тульского областного суда рассмотрено 22 дела, из них по 1 делу решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения, 21 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Тульским областным судом в качестве суда первой инстанции в 2019 году рассмотрено 7 дел о защите избирательных прав, из них в апелляционном порядке судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрено 5 дел, решения оставлены без изменения.
Основной категорией дел, рассмотренной судами Тульской области, о защите избирательных прав, являлись дела об отмене решения (признании незаконным решения) избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
При рассмотрении дел указанной категории суды руководствовались Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"; Законом Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы", Законом Тульской области от 08.07.2008 N 1055-3TO "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", уставами муниципальных образований.
Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства о защите избирательных прав, а также разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017.
Изучение судебной практики показало, что административными истцами по данным делам являлись физические лица.
Случаев обращения с коллективными административными исками, связанными с защитой избирательных прав, не имелось.
Административными ответчиками, к которым предъявлялись указанные административные иски, являлись территориальные избирательные комиссии районов г. Тулы и Тульской области, участковые избирательные комиссии.
Проведенное обобщение показало, что в ходе рассмотрения административных дел указанной категории суды правильно определяли обстоятельства, имеющие значение для дела, применяли нормы материального и процессуального права.
При рассмотрении дел судами первой и апелляционной инстанции соблюдались сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав.
Анализ судебных актов позволил прийти к выводу о том, что основаниями для обращения в суд по подавляющему количеству административных исков являлось несоблюдение как кандидатами, так и избирательными комиссиями условий выдвижения кандидатов и позволил обобщить практику по следующим вопросам.
1. Вопросы, связанные с представлением сведений,
необходимых для регистрации кандидата.
1.1. Не соблюдение кандидатом условия для выдвижения явилось основанием для отмены решения, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом не указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Веневского районного суда Тульской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от, отменено решение территориальной избирательной комиссии о регистрации гражданина кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу кандидатом не указаны обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: дата и место рождения; адрес места жительства; серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина; идентификационный номер налогоплательщика; гражданство; сведения о профессиональном образовании с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а также не представлены документы о роде занятий.
1.2. Положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" не содержат прямого указания на вид документа, которым могут быть подтверждены сведения о роде занятий являющегося индивидуальным предпринимателем лица, желающего зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда отменено решение Донского городского суда Тульской области об удовлетворении требований о признании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты незаконным, по тем основаниям, что кандидатом в депутаты, являющимся индивидуальным предпринимателем, представлены надлежащие документы, подтверждающие род занятий.
При этом, судебной коллегией указано на то, что уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, представленное кандидатом согласно ст. 84 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказа ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@, является документом, подтверждающим род занятий, так как выдается физическому лицу - индивидуальному предпринимателю после внесения регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, то есть, после регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а выводы суда первой инстанции о том, что род занятий "индивидуальный предприниматель" для целей Федерального закона от 12.07.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может подтверждаться исключительно Листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме N Р 60009, а если государственная регистрация происходила до 01.07.2017, то Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя форма N Р61003, основаны на неправильном толковании закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует читать как "от 12 июня 2002 г."
1.3. Не предоставление кандидатом в избирательную комиссию первого финансового отчета одновременно с представлением документов для регистрации и не по форме, установленной избирательной комиссией, является основанием для отмены постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В силу п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"законом может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета.
В данном случае такая обязанность предусмотрена п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы", согласно которому для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, он не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию помимо сообщений об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений и об открытии специального избирательного счета с указанием его реквизитов, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области.
Часть 2 ст. 35 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" содержит положения о том, что первый финансовый отчет кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов для регистрации в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, политической партии включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии; справку об остатке средств избирательного фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, политической партии, заверенную филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет). При этом первый финансовый отчет кандидата, политической партии считается представленным при представлении всех указанных документов.
После приема окружной комиссией документов, представленных для регистрации кандидата, ему незамедлительно выдается документ, подтверждающий получение данных документов, с указанием даты и времени их представления (ч. 4 ст. 23 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы").
Согласно ч. 3 ст. 25 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" соответствующая окружная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, представленных для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Поскольку среди документов, представленных для регистрации кандидата, установлено отсутствие необходимых в соответствии с п. 19 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1 ст. 23 и ч. 2 ст. 35 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" документов, то решением Тульского областного суда удовлетворены требования о признании постановления территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты незаконным.
2. Вопросы, связанные с проверкой соблюдения порядка
сбора подписей избирателей, оформления подписных листов
и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
2.1. Подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, признаются недействительными на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с п. 3 ст. ст. 38 Федерального закона от 12.07.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем, необходимость в назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы и допроса свидетелей отсутствовала.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульской области, отказано в удовлетворении требований о признании постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва незаконным.
При разрешении требований судом установлено, что проверка представленных подписных листов проводилась членами утвержденной постановлением территориальной избирательной комиссии рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу.
С целью проверки действительности сведений, указанных избирателями в подписных листах, направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Тульской области, привлечен эксперт ЭКЦ УМВД России по Тульской области для проведения почерковедческого исследования.
Проведенной рабочей группой территориальной избирательной комиссии проверкой установлено, что из 114 подписей избирателей, достоверными являются 101 подпись, недействительными (недостоверными) - 13 подписей, что составляет 11,4% от общего числа проверенных подписей.
Выводы комиссии основаны на справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Тульской области.
Согласно п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов производится в соответствии с положениями ст. 37 данного Федерального закона.
Аналогичные положения содержит ст. 16 Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", согласно которой количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей (абз. 1 часть 3).
Пунктом 2 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
При этом, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, общие требования к проведению которой изложены в п. 3 указанной статьи.
Согласно ст. 20 Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" в случае представления для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах.
Данной нормой закреплены правила о создании рабочей группы для проведения такой проверки из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов (экспертов), а также требования к ее проведению и оформлению ее результатов.
В силу п.п. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проверки таких подписей установлен п.п. 3-7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит требований к форме заключения эксперта.
В силу положений п. 3 ст. 38 названного Федерального закона заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе, в том числе в виде отдельного документа - справки, которая должна содержать все необходимые реквизиты.
В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки, которая экспертом может не подписываться.
Судом достоверно установлено, что эксперты ЭКЦ УМВД России по Тульской области, обладающие надлежащей квалификацией, к проверке подписей избирателей, привлечены в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Установленные Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом заключение эксперта, который обосновал вывод о недостоверности или недействительности подписей избирателей, подлежит оценке судом.
Исходя из предмета заявленного спора и приведенных в обоснование административных исковых требований доводов, судом определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, и способы доказывания, исходя из требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 63 КАС РФ, с учетом особенностей, установленных главой 24 данного Кодекса, поскольку в данном случае предусмотрен иной порядок доказывания постановления территориальной избирательной комиссии в оспариваемой части.
По этим же основаниям, придавая доказательную силу справке об исследовании ЭКЦ УМВД России по Тульской области, суд посчитал возможным не выяснять обстоятельства получения подписей у свидетелей, показания которых могут быть оценены критически при том, что сам факт собственноручного проставления подписей по существу не является предметом спора.
Поскольку кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, суд пришел к выводу о законности решения избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом.
Данное обстоятельство подпунктом "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"предусмотрено как основание для отказа в регистрации кандидата, следовательно, оспариваемое административным истцом решение избирательной комиссии является законным.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
3. Вопросы, связанные с выдвижением кандидатов
политической партией, членством в политической партии.
3.1. Выдвижение политической партии кандидатом в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, является основанием для отмены регистрации такого кандидата.
Решением Тульского областного суда отменено постановление территориальной избирательной комиссии, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу, о регистрации гражданина кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу по тем основаниям, что на момент выдвижения заявителя кандидатом в депутаты Тульским областным отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", он являлся членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", в то время как доказательства прекращении его членства во Всероссийской политической партии "Единая Россия" отсутствуют.
4. Вопросы гарантии прав граждан на получение
и распространение информации о выборах.
4.1. В силу подпункта "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, только в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
При разрешении административных исковых требований об отмене регистрации кандидата в депутаты Тульской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу по тем основаниям, что кандидатом в депутаты агитационный печатный материал распространялся с нарушением условий, предусмотренных ст. 54 Федерального закона N 67-ФЗ, судом проверены сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет кандидата при проведении выборов, и с учетом установленной законом возможности использования помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств при условии, что это составит не более 5 процентов от установленного законом предельного размера, пришел к выводу об отсутствии возможности применения правых последствий, установленных п. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а устранение финансовых нарушений в части превышения лимита собственных денежных средств, внесенных на избирательный счет в период избирательной компании, до дня предоставления итогового финансового отчета и вынесения судебного решения, не противоречит требованиям закона.
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение практики рассмотрения судами региона административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) - Тульский областной суд
Текст обзора размещен на сайте Тульского областного суда в Internet (http://oblsud.tula.sudrf.ru)