Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 апреля 2020 г. N 03-04-05/34117
Департамент налоговой политики рассмотрел обращения и в части вопросов об уплате налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов.
Действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц доходов отдельных категорий налогоплательщиков не предусмотрено.
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета, обеспечивающих финансирование расходных обязательств государства, в том числе, в социальной сфере.
Поскольку НДС является косвенным налогом, уплачиваемым за счет средств покупателей (конечных потребителей), главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса в целях уменьшения влияния этого налога на уровень потребительских цен и в качестве меры социальной поддержки населения предусмотрено применение освобождения от НДС для отдельных товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе, медицинских товаров и медицинских услуг, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и др. Кроме того, в отношении ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения применяется пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, а на внутренние воздушные перевозки в Республику Крым, город Севастополь, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ установлена нулевая ставка налога, которая с 1 октября 2019 года применяется при внутренних воздушных перевозках, если пункт назначения и отправления, а также промежуточные пункты маршрута расположены вне территории города Москвы и Московской области.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено применение льготного режима налогообложения НДС в отношении социально значимых товаров (работ, услуг).
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 апреля 2020 г. N 03-04-05/34117
Текст письма опубликован не был