Решение Самарского областного суда от 4 июня 2020 г. N 3а-774/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-774/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "М." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части, с участием прокурора - С.Я.Ю., представителя ООО "М." - В.А.Г., Б.И.И., установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М." (ООО "М.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 г. N 3033 с изменениями от 25 декабря 2015 г. (далее - приказ N 3033), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907 (далее - приказ N 1907), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647 (далее - приказ N 1647), в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее в спорный период административному истцу на праве собственности указанное нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь торгового зала и объекта бытового обслуживания в нем составляло 6,3% от общей площади здания, остальные помещения используются для производства и складирования. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило возражения, пояснив, что нежилое здание соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и обоснованно включено в перечисленные выше Перечни на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования ООО "М." подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 г. N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы указанные выше приказы, приказом N 3033 утвержден Перечень на 2016 г., приказом N 1907 утвержден Перечень на 2017 г., приказом N 1647 утвержден Перечень на 2018 г..
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2016 г., в пункт N Перечня на 2017 г., в пункт N Перечня на 2018 г..
Данные приказы с Перечнями опубликованы: приказ N 3033 - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия; приказ N 1907 - в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24 ноября 2016 г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 г.; приказ N 1647 - в издании "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31 октября 2017 г. (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01 ноября 2017 г. (Приложение (пп. 91-16435)).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты Министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия названных приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативно правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГг. и выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг., в спорный период ООО "М." на праве собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером N, наименование: здание нежилое, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, прекращение права собственности общества на данное здание зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГг..
При этом наименование здания - нежилое не свидетельствует о предназначении его для объектов офисного, делового, коммерческого назначения. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение спорного здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового или торгового центра, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: занимаемый нежилым зданием ( <данные изъяты>), используемым под производственный цех и магазин.
В связи с изложенным, для включения здания в Перечни объектов на 2016-2018 гг. требовалось установление его фактического использования.
Мероприятия по определению фактического использования здания на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов министерством не производились.
Административным истцом представлены договоры аренды нежилых помещений в данном здании N от ДД.ММ.ГГГГг. площадью 25 кв. м, из которой приемный пункт - 8 кв. м, склад - 15 кв. м, санузел - 2 кв. м, и N от ДД.ММ.ГГГГг. площадью 60 кв. м, из которой торговый зал - 30 кв. м, подсобные помещения - 30 кв. м.
Основным видом деятельности ООО "М." является производство обуви. Согласно представленным административным истцом договорам, заключенным в спорный период, и товарным накладным к ним, ООО "М." как исполнитель оказывало услуги по изготовлению и поставки <данные изъяты> обуви. В соответствии со штатными расписаниями за 2016, 2018 гг. в обществе имелись должности <данные изъяты>.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании в период 2016-2018 гг. спорного здания в целях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62, части 9 статьи 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2016, 2017, 2018 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "М." удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 г. N 3033 с изменениями от 25 декабря 2015 г., в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать недействующим с даты принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать недействующим с даты принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью N кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 4 июня 2020 г. N 3а-774/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании