Решение Самарского областного суда от 10 июня 2020 г. N 3а-984/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-984/2020 по административному исковому заявлению З.Т.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании нормативных правовых актов не действующими в части, с участием прокурора Р.О.В. представителя административного истца - К.А.В., установил:
З.Т.В. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня их принятия:
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907 (далее - приказ N 1907), в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647 (далее - приказ N 1647), в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 г.), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608 (далее - приказ N 1608), в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названные Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, которое не соответствует критериям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку помещение не является офисными, не использовалось под торговый объект, объекты общественного питания и бытового обслуживания, используется как стоматологическая клиника. Не предусматривает размещение таких объектов и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с данным помещением. В связи с чем, считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца К.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.
На административное исковое заявление Министерство представило возражения, пояснив, что нежилое помещение соответствует критериям объекта, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно включено в Перечни на 2017, 2018 и 2019 гг. на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 г. N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 г. N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу ч. 3 ст. 4, ст. 9.1 Закона Самарской области от 07 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 утвержден Перечень на 2017 г., приказом N 1647 утвержден Перечень на 2018 г., приказом N 1608 утвержден Перечень на 2019 г., которые опубликованы: приказ N 1907 - в издании "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24 ноября 2016 г., на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 г.; приказ N 1647 - в издании "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31 октября 2017 г. (Приказ, приложение (пп. 1-90)), "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01 ноября 2017 г. (Приложение (пп. 91-16435)); приказ N 1608 - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16 ноября 2018 г., в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20 ноября 2018 г..
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты Министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме и процедуре их принятия.
Несмотря на истечение срока действия указанных приказов, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взыскание недоимки.
Под пунктом N в Перечень на 2017 г., под пунктом N в Перечень на 2018 г. и под пунктом N в Перечень на 2019 г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого является З.Т.В. согласно выписке из ЕГРН от 21 февраля 2020 г..
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 ст. 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 21 февраля 2020 г. в собственности З.Т.В. находится нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 139,5 кв. м, которое имеет назначение и наименование "нежилое помещение". Указанное помещение передано в пользование ООО "Л." на основании договора N 1 безвозмездного пользования нежилым помещением от 16 декабря 2005 г., при этом основным видом деятельности общества является стоматологическая практика.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 18 декабря 2019 г. данное помещение располагается в здании с кадастровым номером 63:01:0505006:516, которое имеет назначение "многоквартирный дом" и наименование "многоквартирный жилой дом".
Как следует из выписки из ЕГРН от 20 декабря 2019 г., земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен указанный многоквартирный дом, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производство строительных работ по реконструкции жилой застройки (11 очередь).
По сведениям технического паспорта (экспликация площади помещения) в названном нежилом помещении расположены кабинеты, помещения, холлы, санузлы, коридор. При этом понятие "кабинеты" не тождественно понятию "офисы", в связи с чем, по сведениям ЕГРН и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
В связи с чем, для включения помещения в Перечни объекта недвижимости на 2017-2019 гг. требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости от 16 марта 2020 г., составленному ООО "П.", фактически нежилое помещение используется как основное и подсобное помещение для работы стоматологической клиники. Основные помещения (медицинские кабинеты врачей, рентген кабинет и процедурная) составляют 89,6 кв. м или 64,22% от общей площади, подсобные помещения (автоклавная, коридор, холл, санузел, комната для приема пищи) составляют 49,9 кв. м или 35,78% от общей площади.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании в период 2017-2019 гг. спорного помещения в целях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативные правовые акты, имеющие ограниченный срок применения (2017, 2018, 2019 гг.), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск З.Т.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 г. N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Самарский областной суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 июня 2020 г. N 3а-984/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании