Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. N 02-09-09/56393
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующих применение бюджетных мер принуждения, и сообщает следующее.
Министерством финансов Российской Федерации ранее письмом от 13.03.2020 N 02-09-09/19288 было рассмотрено обращение, содержащее в том числе вопросы применения бюджетных мер принуждения.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
Виды бюджетных нарушений, за совершение которых предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, а также полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения установлены положениями глав 29-30 БК РФ.
Так, в соответствии со статьей 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
К бюджетным мерам принуждения относятся:
бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 БК РФ, подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями главы 30 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ), бюджетные меры принуждения могут применяться только за нарушения в части межбюджетных трансфертов (статья 306.4 БК РФ) и бюджетных кредитов (статьи 306.5-306.7 БК РФ).
Таким образом, учитывая указанные выше положения БК РФ, бюджетные меры принуждения могут применяться финансовым органом муниципального образования только за нарушения в части межбюджетных трансфертов в соответствии с пунктом 3 статьи 306.4 БК РФ на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, органа внутреннего муниципального финансового контроля.
Также сообщаем, что в соответствии с положениями статей 269.2 и 270.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право направлять объектам контроля представления и (или) предписания в случае выявления ими в пределах компетенции нарушений, в том числе в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (пункт 2 статьи 78.1 БК РФ).
Кроме того, согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
И.о. директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетные меры принуждения могут применяться финансовым органом муниципального образования только за нарушения в части межбюджетных трансфертов на основании уведомления органа внутреннего муниципального финансового контроля.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вправе направлять объектам контроля представления и предписания.
Письмо Минфина России от 30 июня 2020 г. N 02-09-09/56393
Текст письма опубликован не был