Письмо Минфина России от 5 июня 2020 г. N 09-01-11/49117
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденного приказом Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 259н (далее - Порядок N 259н), и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.
Начиная с 2015 года поэтапно вводится механизм казначейского сопровождения, предусматривающий предоставление средств из бюджета при наличии фактической потребности в них и их использование после проверки на соответствие условиям и (или) целям предоставления данных средств. Механизм казначейского сопровождения направлен на защиту от риска возможных недобросовестных действий со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе невозврата в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации денежных средств при неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и принимаемыми во исполнение указанного федерального закона актами Правительства Российской Федерации и Минфина России.
Так, правовыми основаниями для разработки Порядка N 259н являются положения статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", устанавливающие в том числе перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению (далее соответственно - Федеральный закон N 459-ФЗ, целевые средства).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 459-ФЗ при казначейском сопровождении территориальными органами Федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
Согласно пункту 4 Порядка N 259н для санкционирования целевых расходов юридическому лицу - получателю целевых средств необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами (код формы 0501213), в которых указываются, в том числе направления расходования целевых средств в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств согласно приложению N 4 к Порядку N 259н, соответствующие целям (предмету) документа, обосновывающего обязательство (например, контракта, договора, соглашения).
При этом детализированным кодам направлений расходования целевых средств таких как, например, 0200 009, 0200 010, 0200 011, должны соответствовать такие направления выплат, указываемые в платежных документах, представляемых получателем целевых средств в территориальный орган Федерального казначейства, как закупка транспортных услуг, а также услуг связи, отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, иных коммунальных услуг соответственно, которые необходимы получателю целевых средств для достижения цели, установленной при предоставлении целевых средств.
Таким образом вышеуказанные коды используются юридическими лицами, являющимися получателями целевых средств, в целях оплаты поставленных им товаров, выполненных в их интересах работ и полученных ими услуг и иных затрат, необходимых для достижения результата, установленного при их предоставлении (например, строительство, реконструкция объекта).
Учитывая изложенное, положения Порядка N 259н направлены на обеспечение прозрачности использования юридическими лицами средств, полученных из бюджета в целях достижения целей, установленных при их предоставлении, и не регулируют вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг физическими лицами.
Директор Департамента |
Т.В. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок санкционирования целевых расходов при казначейском сопровождении направлен на обеспечение прозрачности использования юрлицами средств, полученных из бюджета для достижения целей, установленных при их предоставлении, и не регулирует вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг физлицами.
Письмо Минфина России от 5 июня 2020 г. N 09-01-11/49117
Текст письма опубликован не был