Обсудив доклады президента РАН академика РАН Сергеева А.М. "О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году" и главного ученого секретаря президиума РАН академика РАН Долгушкина Н.К. "О работе президиума РАН за отчетный период", общее собрание членов РАН отмечает, что деятельность Академии в отчетном периоде осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уставом РАН и была нацелена на реализацию стратегических направлений развития страны, определенных в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 и 2019 гг., Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", на содействие развитию науки в Российской Федерации, повышение ее потенциала, эффективности и результативности научных исследований.
Основное внимание уделялось проведению и развитию фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на получение новых научных знаний, способствующих технологическому, экономическому, социальному и инновационному развитию страны, а также экспертному обеспечению деятельности органов государственной власти, достижению целей и реализации задач, поставленных руководством страны.
Российскими учеными за отчетный период получены новые знания и выдающиеся научные результаты по многим областям и направлениям науки, в ряде из них достигнуты лидирующие позиции в мире.
РАН была и остается активным участником реализации положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Наука", Государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.
Члены РАН участвовали в деятельности совещательных, консультативных и экспертных органов при Президенте Российской Федерации, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, координационных и совещательных органов при Правительстве Российской Федерации, в работе научного совета и комиссиях при Совете Безопасности Российской Федерации.
Российская академия наук обеспечивает научное и экспертное сопровождение реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Президент РАН академик РАН Сергеев А.М. возглавляет Координационный совет по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Координационным советом согласованы и представлены на утверждение Правительству Российской Федерации предложения по 10 комплексным научно-техническим программам и проектам полного инновационного цикла.
На утверждение Правительства Российской Федерации внесен проект Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2035 годы), одобренный общим собранием членов РАН 23-24 апреля 2019 г.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в РАН развернута работа по научному сопровождению системы стратегического планирования и прогнозирования. В декабре 2019 г. начал работу научный семинар РАН по проблемам стратегического планирования.
Экспертная деятельность является одним из важнейших направлений в работе РАН. Объем экспертной нагрузки ежегодно возрастает. Так, в 2019 году в РАН поступило по запросам государственных органов и государственных организаций порядка 18 тысяч объектов экспертиз различного вида.
Текущая экспертная деятельность РАН включает в себя обеспечение органов государственной власти по их запросам, в части рассмотрения проектов документов, и нормативных правовых актов и иных объектов экспертизы, в части научной и научно-технической деятельности. Заключения РАН содержат экспертное мнение и предложения по реализации научной и научно-технической политики, подготовленные с привлечением ведущих экспертов РАН.
Экспертиза РАН является важным инструментом научно-методического руководства научными организациями и образовательными организациями высшего образования.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 РАН: осуществляет экспертизу программ развития научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и другим ведомствам, полученную с привлечением ассигнований федерального бюджета научных и научно-технических результатов, включая оценку их содержания, полноты, научной и практической значимости, и проектов планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования и проектов тематик научных исследований, включаемых в данные проекты планов научных работ; проводит рассмотрение и согласование отчетов о выполнении планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, поступивших в РАН.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 РАН осуществляет экспертизу и представляет заключения в рамках мониторинга и оценки результатов деятельности государственных научных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 718 РАН осуществляет экспертизу и дает заключение на научно-технические программы и проекты, государственные программы, федеральные целевые и межгосударственные целевые программы, включая социально-экономические; стратегии, концепции и иные проекты, предусматривающие проведение научных исследований и разработок.
Члены РАН вели работу, направленную на совершенствование нормативной правовой базы деятельности Российской академии наук, пропаганду и популяризацию науки, распространение научных знаний, повышение престижа науки и РАН.
Организован Научно-координационный совет членов РАН - научных руководителей научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и находящихся под научно-методическим руководством РАН.
Развивается сотрудничество РАН с субъектами Российской Федерации. В 2019 году осуществлялась работа по воссозданию в структуре РАН Санкт-Петербургского научного центра РАН. Возрастает заинтересованность российских регионов во взаимодействии с РАН: функционируют представительства РАН в Ульяновской и Белгородской областях и Республике Башкортостан; проводится работа по созданию представительств в других субъектах Российской Федерации.
Подготовлены проект Комплексного плана развития федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское отделение Российской академии наук" и программа развития федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное отделение Российской академии наук".
Российская академия наук ведет активную научно-издательскую деятельность, являясь учредителем и издателем более 130 лучших российских научных журналов.
В 2019 году РАН приняла активное участие в организации и проведении мероприятий Международного года периодической таблицы химических элементов, проводимого под эгидой ООН и ЮНЕСКО.
В рамках реализации соглашения с Фондом "Росконгресс" в 2019 году Российская академия наук приняла активное участие в подготовке и проведении Петербургского и Дальневосточного экономических форумов, а также Сочинского инвестиционного форума.
Совместно с Вольным экономическим обществом в мае 2019 г. был проведен первый международный Московский академический экономический форум.
Осуществлялось международное научное и научно-техническое сотрудничество, был проведен ряд мероприятий по укреплению международных связей и повышению их эффективности, развитию "научной дипломатии". Развивалось научно-техническое сотрудничество между РАН и НАН Беларуси. Начата работа по организации и проведению международных семинаров по актуальным научным направлениям, подготовлена Стратегия международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности.
Организовано взаимодействие с Ассоциацией "Российский дом международного научно-технического сотрудничества". Активизирована работа Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию.
В 2019 году РАН начала реализацию проекта "Базовые школы РАН", в рамках которого было отобрано 108 базовых школ в 32 регионах Российской Федерации. Создан Координационный совет РАН по базовым школам.
Продолжается деятельность РАН по подготовке празднования ее 300-летия: разработан проект плана подготовки и проведения юбилейных мероприятий, создан Организационный комитет РАН по подготовке и проведению 300-летия Российской академии наук.
В 2019 году Академия провела выборы в члены РАН. По итогам тайного голосования на общем собрании членов РАН в ноябре 2019 г. были избраны 71 академик РАН, 158 членов-корреспондентов РАН, в том числе 26 членов РАН с ограничением возраста, а также 44 иностранных члена РАН.
Президиумом РАН и отделениями РАН была проделана значительная работа по обеспечению открытости и высокой конкурсности при проведении выборов. С целью выработки основных направлений формирования кадровой политики, дальнейшего совершенствования системы выборов в РАН создана Рабочая комиссия по подготовке предложений к выборам в Российскую академию наук.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, в работе РАН имеются проблемы и задачи, требующие неотложного решения.
Прежде всего, необходимо усилить роль РАН в решении приоритетной задачи - формировании целостной государственной научно-технической политики и системы управления, ориентированных на вхождение России в число стран - глобальных технологических лидеров. При этом, в первую очередь внимание должно быть уделено восстановлению целостности системы организации фундаментальных научных исследований. С этой целью РАН необходимо подготовить и представить руководству страны свое видение роли науки в развитии государства, предложения по совершенствованию государственной научно-технической политики и системы управления сферой исследований и разработок.
Особую озабоченность вызывают ситуация с недофинансированием РАН и научных организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, устаревшая материально-техническая база, проблемы с обновлением приборного парка в научных организациях, сокращение численности занятых в сфере исследований и разработок, недостаточно гибкий порядок увеличения заработной платы работникам научных организаций за счет бюджетных средств. Имеются вопросы по проведению реструктуризации научных организаций.
Вызывает озабоченность ситуация вокруг Российского фонда фундаментальных исследований. Общее собрание членов РАН поддерживает позицию президиума РАН, рассматривающего РФФИ в качестве одного из важнейших инструментов организации фундаментальной науки в России, доказавшего собственную эффективность на протяжении почти 30 лет своей деятельности. Конкурсы РФФИ, прежде всего конкурс "А" ("Инициативные проекты"), играют незаменимую роль в финансировании инициативных исследований - ключевого элемента в развитии фундаментальной науки. Общее собрание членов РАН выражает озабоченность задержкой объявления этого конкурса на 2021 год и призывает РФФИ к скорейшему решению данного вопроса.
Требуют решения вопросы, связанные с состоянием научно-исследовательского флота и финансированием морских экспедиций.
Имеет место существенное отставание темпов обновления приборной базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Необходимо дальнейшее совершенствование системы экспертной деятельности РАН как в рамках обеспечения научно-методического руководства научными и образовательными организациями высшего образования, так и экспертного сопровождения деятельности органов государственной власти. Необходимо расширение участия РАН в экспертизе крупных государственных программ и проектов в сфере социально-экономического развития страны.
Необходимо продолжить работу в рамках информатизации РАН, совершенствования официального сайта РАН, включая создание англоязычной версии. Необходимо совершенствовать информационную политику РАН. В средствах массовой информации недостаточно освещается деятельность Академии, реализация ею основных функций и задач, научные результаты, достигнутые учеными.
Как важнейшую часть совместной работы с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации следует рассматривать процесс дебюрократизации в организации научной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функционирующих под научно-методическим руководством РАН.
Необходимо продолжить работу по законодательному закреплению в нормативных правовых документах статуса "Профессор РАН", его полномочий, прав и обязанностей.
Общее собрание членов РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить деятельность президиума РАН в 2019 году. Утвердить доклад о работе президиума РАН за отчетный период.
2. Утвердить и представить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад "О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году".
3. Принять и представить в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2021 финансовый год на финансовое обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.
4. С целью преодоления негативных тенденций развития науки и научно-технологического комплекса страны, превращения науки в реальное конкурентное преимущество считать необходимым:
4.1. Разработать совместно с Госсоветом Российской Федерации, Советом Безопасности Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, заинтересованными министерствами и ведомствами, госкорпорациями и представить на рассмотрение Президенту Российской Федерации проект документа "Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу", возложив на РАН научно-методическое сопровождение этой работы.
Сформулировать в данном документе целостную политику научно-технологического развития страны, определить науку в качестве ведущей производительной силы, а Российскую академию наук - как высшую научную и экспертную организацию Российской Федерации. Обратить особое внимание на восстановление целостности научно-технологического и научно-образовательного пространства страны, системность организации фундаментальных научных исследований как основы для выработки стратегических решений, обеспечения конкурентоспособности страны и вхождения ее в число глобальных лидеров.
4.2. Определить вышеуказанный документ в качестве базового для разработки и принятия Федерального закона "О государственной научной и научно-технической политике".
4.3. Принять поправки к Федеральному закону от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ для наделения РАН организационно-правовым статусом "Государственная академия" с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также для наделения РАН правом законодательной инициативы и полномочиями надведомственного экспертного органа.
4.4. Разрешить РАН в статусе "Государственной академии" выступать от имени Правительства Российской Федерации в качестве соучредителя научных организаций.
4.5. Законодательно определить в качестве основных видов деятельности РАН: проведение научных исследований, координацию работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития.
4.6. Обратиться в Правительство Российской Федерации с инициативой о создании при Правительстве Российской Федерации надведомственного органа, отвечающего за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей разработку и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.
4.7. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие специальный раздел классификации расходов бюджетов "Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы".
4.8. Разработать механизмы стимулирования участия бизнеса в развитии отечественных технологий, их внедрения в реальный сектор экономики и формирования новых рынков высокотехнологичной продукции на базе отечественных технологий.
4.9. Определить долю российской наукоемкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны.
4.10. Разработать подходы к оценке научных организаций, не рассматривающие наукометрические данные в качестве определяющих показателей эффективности и результативности научной деятельности.
5. Поручить президиуму РАН:
5.1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о разработке документа стратегического планирования "Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу", возложив на РАН научно-методическое сопровождение этой работы.
5.2. Активизировать работу по выполнению поручений Президента Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N Пр-2548 и от 11 ноября 2019 г. N Пр-2303, прежде всего, в части, касающейся наделения РАН правом самостоятельного ведения научных исследований и закрепления за РАН функций по научному сопровождению системы стратегического планирования, включая разработку прогнозов, экспертизу документов стратегического планирования и важнейших государственных решений.
5.3. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по следующим вопросам:
5.3.1. о корректировке постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1902 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития" в части расширения участия РАН в организации и координации крупных научных проектов по приоритетным направлениям, определяемым президиумом РАН, играющих исключительно важную роль в обеспечении междисциплинарности исследований, являющихся важным инструментом научно-методического руководства научными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;
5.3.2. о создании "Издательского дома РАН";
5.3.3. о наделении научных руководителей научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и находящихся под научно-методическим руководством РАН, дополнительными полномочиями в организации научной деятельности этих организаций в соответствии с предложениями Научно-координационного совета членов РАН - научных руководителей научных организаций;
5.3.4. о необходимости возобновления совместных с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации регулярных выездных проверок научной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования, находящихся под научно-методическим руководством РАН;
5.3.5. о необходимости неотложных мер, связанных с поддержанием рабочего состояния научно-исследовательского флота и финансированием морских экспедиций;
5.3.6. о необходимости ликвидировать отставание в темпах обновления приборной базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
5.4. Продолжить работу по информатизации Российской академии наук, включая создание новой версии официального сайта РАН в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", создание англоязычной версии сайта РАН, совершенствование системы документооборота; обеспечение информационного взаимодействия с отделениями РАН, с региональными отделениями, со структурными подразделениями РАН, с находящимися под научно-методическим руководством РАН научными организациями и образовательными организациями высшего образования, госкорпорациями, в том числе в режиме видеоконференций.
5.5. Создать Совет РАН по информационной политике, поручив ему разработку комплексной программы взаимодействия РАН со СМИ и обществом.
5.6. Создать при президиуме РАН Научный совет РАН по глобальным эпидемиологическим проблемам.
5.7. Разработать предложения о дополнительных мерах, направленных на создание условий для привлечения молодежи к научной деятельности.
5.8. Продолжить работу по законодательному закреплению статуса "Профессор РАН".
5.9. Разработать предложения по мерам, направленным на уменьшение бюрократической нагрузки на ученых и научные организации.
6. Отделениям РАН по областям и направлениям науки и региональным отделениям РАН активизировать работу по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники, по осуществлению научно-просветительской деятельности, привлечению к указанной работе всего научного сообщества.
Президент РАН |
А.М. Сергеев |
Главный ученый секретарь |
Н.К. Долгушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Общего собрания Российской академии наук от 23 июня 2020 г. N 10 "Об основных результатах работы РАН в 2019 году и о приоритетных направлениях ее деятельности"
Текст постановления опубликован не был