Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Л.С. Пархоменко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Л.С. Пархоменко оспаривает конституционность следующих положений:
части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона Российской Федерации, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации;
пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206/1-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", распространяющего действие части первой статьи 13 указанного Закона Российской Федерации на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления данного Закона Российской Федерации в силу.
Как следует из представленных материалов, приговором Северо-Кавказского окружного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, Л.С. Пархоменко был осужден за совершение преступления, предусмотренного статьей 275 "Государственная измена" УК Российской Федерации. Судами было установлено, что на момент вступления в силу оспариваемого Закона Российской Федерации заявитель проходил военную службу в воинской части, входившей в состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств. На основании этого и с учетом пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" суд пришел к выводу о том, что Л.С. Пархоменко является гражданином Российской Федерации. При этом было отмечено, что приобретение заявителем гражданства Украины не влечет утрату гражданства Российской Федерации.
По мнению Л.С. Пархоменко, оспариваемые законоположения позволяют необоснованно признавать лицо гражданином Российской Федерации, чем лишают его возможности самостоятельного выбора гражданства, а потому не соответствуют статьям 17, 18, 55 и 62 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Согласно части седьмой его статьи 4 наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
До вступления в силу данного Федерального закона (1 июля 2002 года) основания приобретения гражданства Российской Федерации определялись Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". На решение вопросов гражданства лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР, были направлены, в частности, часть первая статьи 13 этого Закона Российской Федерации и пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", распространяющий действие указанного положения Закона Российской Федерации на перечисленных в нем лиц.
Данные нормы носят гарантийный характер, не предполагают принудительного признания лица гражданином Российской Федерации и сами по себе не препятствуют приобретению лицом гражданства иного государства, в том числе с учетом пункта 5 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, предусматривающего, что вопрос о выходе военнослужащего из гражданства Российской Федерации может быть рассмотрен после его увольнения с военной службы или решения о переводе в армию другого государства.
Таким образом, оспариваемые заявителем законоположения не могут рассматриваться как нарушающие его права в указанном в жалобе аспекте, тем более с учетом того что Л.С. Пархоменко, как это следует из представленных материалов, не предпринимал каких-либо действий, направленных на прекращение устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, до начала его уголовного преследования за государственную измену.
Разрешение же вопроса о гражданстве заявителя, в частности выяснение обстоятельств приобретения им гражданства Украины и Российской Федерации, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а относится к прерогативе органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства, и судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пархоменко Леонида Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1624-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пархоменко Леонида Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)