Распоряжение Министерства социального развития Московской области
от 10 июля 2020 г. N 21РВ-105
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Московской области"
В целях реализации пункта 3 постановления Правительства Московской области от 25.10.2012 N 1356/39 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области" и в соответствии с Положением о Министерстве социального развития Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 N 642/29 "О Положении о Министерстве социального развития Московской области":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Московской области.
2. Признать утратившим силу распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 06.03.2013 N 20-р "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных районов и городских округов Московской области".
3. Управлению развития трудовых ресурсов и охраны труда Министерства социального развития Московской области довести настоящее распоряжение до сведения муниципальных образований Московской области.
4. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра социального развития Московской области Ускову Н.Е.
Министр социального развития |
И.К. Фаевская |
Утверждены
распоряжением Министерства
социального развития
Московской области
от 10.07.2020 N 21РВ-105
Методические рекомендации
по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Московской области
1. Общие положения
Баланс трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала страны и источником информации о его использовании. Он представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов и благодаря этому служит инструментом для объединения всей имеющейся информации о рынке труда.
Формирование прогнозных показателей баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Московской области (далее - муниципальные образования) необходимо при разработке программ социально-экономического развития территорий, проведении анализа по их использованию и определении источников обеспечения потребностей экономики необходимыми трудовыми ресурсами.
При разработке настоящих рекомендаций использованы методики Федеральной службы государственной статистики по разработке баланса трудовых ресурсов, численности занятых в экономике.
Основным принципом разработки прогноза баланса трудовых ресурсов является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Московской области и прогнозом муниципального образования на соответствующий прогнозный период.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.10.2012 N 1356/39 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области" прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целом по Московской области, а также по муниципальным образованиям по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) (приложение 1 к настоящим методическим рекомендациям) на среднесрочный и долгосрочный периоды.
2. Структура баланса трудовых ресурсов
Баланс трудовых ресурсов - система показателей, характеризующих формирование трудовых ресурсов и их распределение.
Баланс трудовых ресурсов составляется в виде таблицы, состоящей из четырех частей (приложение 2 к настоящим методическим рекомендациям):
I. Численность трудовых ресурсов.
II. Распределение трудовых ресурсов.
III. Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД.
IV. Потребность в привлечении иностранных работников (в том числе по основным видам экономической деятельности).
Баланс трудовых ресурсов формируется по среднегодовым данным.
Рекомендации по заполнению части I "Численность трудовых ресурсов"
Первая часть баланса трудовых ресурсов характеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования.
К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте (женщины в возрасте 16 - 59 лет и мужчины в возрасте 16 - 64 лет) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), а также иностранные трудовые мигранты.
В состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, поэтому общая численность населения в трудоспособном возрасте должна быть уменьшена на численность неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, и неработающих инвалидов трудоспособного возраста I и II групп (приложение 3 к настоящим методическим рекомендациям).
Для конкретного муниципального образования численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от сальдо маятниковой трудовой миграции и миграционных потоков учащихся. Сальдо трудовой миграции определяется как разница между въездом на работу в муниципальное образование и выездом занятых из муниципального образования, и в результате либо увеличивает трудовые ресурсы муниципального образования, либо уменьшает их.
Для расчета численности неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте и пенсионеров-льготников используются сведения территориальных подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, в трудоспособном возрасте и принимается их фактическая численность в отчетном году. Численность нуждающихся в трудоустройстве инвалидов рассчитывается исходя из численности инвалидов, состоящих на учете в государственных казенных учреждениях Московской области центрах занятости населения (далее - центры занятости населения).
В основу расчета численности неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте и численности пенсионеров, имеющих право на получение льготной пенсии, закладывается их фактическая численность в отчетном году, которая корректируется исходя из выявленных тенденций и факторов прогнозного периода, оказывающих влияние на численность данных категорий населения (состояние охраны труда, динамика производственного и бытового травматизма, доля производств с вредными условиями труда).
Для расчета численности лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике, используются данные формы N 94 (пенсии) "Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий" (годовая), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 03.12.2019 N 727.
При расчете численности иностранных работников, занятых на территории муниципального образования, необходимо использовать данные территориальных подразделений Главного управления МВД России по Московской области о численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципального образования или сведения организаций о численности работающих в них иностранных работников.
При определении численности иностранных трудовых мигрантов на прогнозный плановый период необходимо провести анализ количества новых рабочих мест, планируемых к созданию в результате реализации инвестиционных проектов и возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет собственных (региональных) трудовых ресурсов.
Информацией для составления первой части баланса трудовых ресурсов являются:
данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте в среднем за год;
данные территориальных подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области о численности неработающих лиц в трудоспособном возрасте, получающих пенсии на льготных условиях и по инвалидности, а также данные о численности работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и работающих лиц моложе трудоспособного возраста; также могут быть использованы сведения органов социальной защиты населения;
данные итогов обследования рабочей силы о численности лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике;
данные отчетности, предоставленной организациями, индивидуальными предпринимателями;
данные территориальных подразделений Главного управления МВД России по Московской области о численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципального образования.
В целях получения информации, необходимой для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов муниципального образования, целесообразно организовать работу по взаимодействию с муниципальными отделами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов.
Рекомендации по заполнению части II "Распределение трудовых ресурсов"
Вторая часть баланса трудовых ресурсов характеризует численность трудовых ресурсов по следующим категориям:
численность занятых в экономике;
численность населения, не занятого в экономике.
К занятым в экономике относятся:
лица, которые выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую прибыль работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников, для которых эта работа являлась основной;
лица, которые выполняли работу без оплаты в качестве помощников на семейном предприятии;
лица, работающие в воинских частях, следственных изоляторах, исправительных учреждениях по контрактам и вольнонаемные;
лица, временно отсутствовавшие на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя, участия в забастовках, других подобных причин;
лица, производящие в собственном домашнем хозяйстве продукцию сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства, товары для быта и дома, предназначенную преимущественно для реализации, включая работающих в личном подсобном хозяйстве, для которых эта работа являлась основной.
При расчете численности занятых в экономике учитывается численность работников организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также численность работников расположенных на территории муниципального образования обособленных подразделений организаций, имеющих место нахождения за пределами муниципального образования.
К населению, не занятому в экономике, относятся:
учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы;
военнослужащие срочной службы, проходящие службу на территории муниципального образования;
лица, не имеющие работы и занимающиеся поиском работы либо самостоятельно, либо обратившись в органы службы занятости;
лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве производством продукции для собственного потребления;
граждане Российской Федерации, работающие за границей;
лица, находящиеся в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы в учреждениях, расположенных на территории муниципального образования;
лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи;
трудоспособные лица, находящиеся на иждивении;
другое, не занятое в экономике, население.
Источниками информации для составления второй части баланса трудовых ресурсов служат:
сведения организаций о среднегодовой численности работников по формам федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (по крупным и средним организациям), N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденные приказами Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2019 N 404 и от 23.01.2020 N 22;
данные о количестве крестьянских (фермерских) хозяйств и о численности их работников;
данные о численности занятых в религиозных организациях на основании запросов в данные организации;
данные обследования рабочей силы о занятости населения;
данные общеобразовательных учреждений (кроме вечерних и сменных школ), учебных заведений высшего профессионального, среднего профессионального, начального профессионального образования о численности студентов и учащихся трудоспособного возраста, обучающихся на дневных отделениях, аспирантов и докторантов и учащихся подготовительных отделений высших учебных заведений, обучающихся с отрывом от работы;
дополнительные источники для более полного измерения занятости в неформальном секторе экономики. В качестве дополнительных источников информации о самостоятельно занятом населении можно использовать результаты обследований индивидуальных предпринимателей, которые проводятся органами статистики.
Также можно использовать сведения ведомственной статистики, которыми располагают органы, осуществляющие регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей или выдающие лицензии на определенные виды деятельности, в том числе: налоговые органы, которые содержат информацию, характеризующую предпринимательскую деятельность, по следующим показателям:
численность физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, состоящих на учете в налоговых органах);
численность нотариусов, осуществляющих частную практику, состоящих на учете в налоговых органах;
численность индивидуальных предпринимателей, производивших начисления страховых взносов с доходов от предпринимательской деятельности;
численность наемных работников у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, с вознаграждения которых произведены страховые взносы.
Одним из источников информации о численности индивидуальных предпринимателей, официально зарегистрировавших свою деятельность, является Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), который ведется территориальными органами федеральной службы государственной статистики.
Для расчета занятых в экономике подростков используется информация, полученная на запросы в отделы кадров организаций, а также данные иных организаций и органов, занимающихся работой с молодежью (отделов образования, комиссий по работе с несовершеннолетними, центров занятости населения).
Рекомендации по заполнению части III "Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД"
Численность занятых по видам экономической деятельности распределяется на уровне разделов ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Перечень разделов приведен в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Рекомендации по заполнению части IV "Потребность в привлечении иностранных работников (в том числе по основным видам экономической деятельности)"
Потребность в привлечении иностранных работников характеризуется численностью иностранных работников, прибывающих на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке и на основании визы и осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов и разрешений на работу.
При расчете потребности в привлечении иностранных работников (в том числе по основным видам экономической деятельности) учитываются данные территориальных подразделений Главного управления МВД России по Московской области о численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории муниципального образования на основании патентов и разрешений на работу.
Перечень разделов ОКВЭД приведен в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.
3. Проверка правильности составления баланса трудовых ресурсов
Расчет баланса трудовых ресурсов основан на балансовом методе, предполагающем единство и взаимосвязь его частей и разделов. Между первой и второй частями баланса существует равенство (численность трудовых ресурсов составляет сумму численности занятых в экономике и незанятого в экономике населения).
При проверке правильности расчета баланса трудовых ресурсов учитывается, что численность занятых в экономике равна сумме занятых по видам экономической деятельности.
Информация по отдельным демографическим и трудовым показателям в разрезе муниципальных образований также находится на сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru - "Статистика" - "Официальная статистика" - "Муниципальная статистика").
Муниципальные образования в целях разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области на среднесрочный и долгосрочный периоды до 15 августа и до 20 ноября текущего года соответственно представляют в Министерство социального развития Московской области прогноз баланса трудовых ресурсов муниципального образования за предыдущий год, текущий год и на прогнозируемые периоды.
Приложение 1
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
образований Московской области
Перечень
разделов ОКВЭД, по которым разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов муниципального образования
N |
Наименование раздела |
Код |
1 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
|
2 |
Добыча полезных ископаемых |
|
3 |
Обрабатывающие производства |
|
4 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
5 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
6 |
Строительство |
|
7 |
Торговля оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
|
8 |
Транспортировка и хранение |
|
9 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
|
10 |
Деятельность в области информации и связи |
|
11 |
Деятельность финансовая и страховая |
|
12 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
|
13 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
|
14 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
|
15 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
|
16 |
Образование |
|
17 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
|
18 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
|
19 |
Прочие виды экономической деятельности |
Приложение 2
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
образований Московской области
Прогноз
баланса трудовых ресурсов _________________________________________ (наименование муниципального образования) Московской области
(тыс. чел.)
N |
Наименование показателя |
Отчетный год |
Текущий год |
Очередной год |
Первый год планового периода |
Второй год планового периода |
I |
Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1 - 3) |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
1 |
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
|
|
|
|
|
2 |
Иностранные трудовые мигранты |
|
|
|
|
|
3 |
Лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике (сумма строк 3.1 - 3.2) |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
3.1 |
Пенсионеры старше трудоспособного возраста |
|
|
|
|
|
3.2 |
Подростки моложе трудоспособного возраста |
|
|
|
|
|
II |
Распределение трудовых ресурсов |
|
|
|
|
|
4 |
Численность занятых в экономике (без военнослужащих) |
|
|
|
|
|
5 |
Численность населения, не занятого в экономике (сумма строк 5.1 - 5.3) |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
5.1 |
Численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы |
|
|
|
|
|
5.2 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
|
|
|
|
|
5.3 |
Численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
|
|
|
|
|
III |
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
6 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
|
|
|
|
|
7 |
Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
8 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
10 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
11 |
Строительство |
|
|
|
|
|
12 |
Торговля оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
|
|
|
|
|
13 |
Транспортировка и хранение |
|
|
|
|
|
14 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
|
|
|
|
|
15 |
Деятельность в области информации и связи |
|
|
|
|
|
16 |
Деятельность финансовая и страховая |
|
|
|
|
|
17 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
|
|
|
|
|
18 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
|
|
|
|
|
19 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
|
|
|
|
|
20 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
|
|
|
|
|
21 |
Образование |
|
|
|
|
|
22 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
|
|
|
|
|
23 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
|
|
|
|
|
24 |
Прочие виды экономической деятельности |
|
|
|
|
|
IV |
Потребность в привлечении иностранных работников |
|
|
|
|
|
|
Из нее по основным видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
25 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
|
|
|
|
|
26 |
Добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
27 |
Обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
28 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
|
|
|
|
|
29 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
|
|
|
|
|
30 |
Строительство |
|
|
|
|
|
31 |
Торговля оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
|
|
|
|
|
32 |
Транспортировка и хранение |
|
|
|
|
|
33 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
|
|
|
|
|
34 |
Деятельность в области информации и связи |
|
|
|
|
|
35 |
Деятельность финансовая и страховая |
|
|
|
|
|
36 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
|
|
|
|
|
37 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
|
|
|
|
|
38 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
|
|
|
|
|
39 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
|
|
|
|
|
40 |
Образование |
|
|
|
|
|
41 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
|
|
|
|
|
42 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
|
|
|
|
|
43 |
Прочие виды экономической деятельности |
|
|
|
|
|
Приложение 3
по разработке прогноза баланса
трудовых ресурсов муниципальных
образований Московской области
Расчет
численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте _____________________________________________________________ (наименование муниципального образования Московской области)
(тыс. чел.)
N |
|
Код строки |
Годы |
||||
отчетный год |
текущий год |
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|||
1 |
Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16 - 64 лет, женщины в возрасте 16 - 59 лет) |
01 |
|
|
|
|
|
2 |
Численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда |
02 |
|
|
|
|
|
3 |
Маятниковая миграция по численности учащихся |
06 |
|
|
|
|
|
4 |
Численность граждан, приезжающих на работу в данный регион из других регионов России |
07 |
|
|
|
|
|
5 |
Численность граждан, выезжающих на работу из данного региона в другие регионы России |
09 |
|
|
|
|
|
6 |
Разница между въездом и выездом граждан на работу (+, -) |
11 |
|
|
|
|
|
7 |
Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте |
14 |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 10 июля 2020 г. N 21РВ-105 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов муниципальных образований Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 13 июля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства социального развития Московской области от 28 декабря 2024 г. N 20РВ-410
Изменения вступают в силу с 10 января 2025 г.