Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части порядка исполнения договора в период распространением новой коронавирусной инфекции, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупки).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, заказчик самостоятельно, с учетом требований Закона N 223-ФЗ, устанавливает в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том порядок и сроки исполнения договора.
При этом в случае нарушения одной из сторон условий договора пострадавшая сторона вправе обжаловать в судебном порядке такие действия (бездействие).
Вместе с тем Департамент отмечает, что Правительством Российской Федерации в адрес акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, направлены директивы, предусматривающие:
1) неприменение в 2020 г. штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
2) возможность в 2020 г. изменения срока исполнения договора и (или) цены договора и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, реализация вышеуказанных положений позволит минимизировать риски срыва исполнения договоров, а также наступления негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнением ими обязательств по договорам.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчик самостоятельно с учетом требований 223-ФЗ устанавливает в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе порядок и сроки исполнения.
При нарушении одной из сторон условий договора пострадавшая сторона вправе обжаловать в судебном порядке такие действия (бездействие).
Правительство направило АО с госучастием директивы, предусматривающие:
1) неприменение в 2020 г. штрафов в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору из-за коронавируса;
2) возможность в 2020 г. изменить срок, цену договора, цену единицы товара, работы, услуги, если из-за коронавируса возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения договора.
Письмо Минфина России от 19 мая 2020 г. N 24-03-08/41122 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был