Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение о порядке применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по вопросу об участии в закупках, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 4 статьи 3" имеется в виду "пунктом 4 части 1 статьи 3"
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Установление в документации о закупке, извещении, проекте контракта места выполнение работы, поставки товара, оказании услуги не ограничивает участников закупок, осуществляющих деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации, в возможности принять участие в закупке, предусматривающей необходимость выполнения работы, оказание услуги заказчику на территории определенного субъекта Российской Федерации для удовлетворения соответствующей потребности заказчика, в том числе возникшей и (или) подлежащей удовлетворению на определенной территории.
Кроме того, Законом N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок на основании его фактического или юридического местоположения, происхождения или регистрации.
В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (далее - ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает, в том числе формирование, обработку, контроль, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно любому участнику закупок (статья 4 Закона N 44-ФЗ).
Также отмечаем, что в настоящее время Минфином России разработан и направлен на межведомственное согласование проект федерального закона, предусматривающий комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым, в том числе предусмотрено расширение применения электронного документооборота, в части использования функционала ЕИС при осуществлении приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
2. В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564 утверждены правила о взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил утвержден предельный размер платы в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость. В случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предельный размер такой платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 тыс. рублей (далее - плата).
Таким образом, для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО) существенно уменьшена плата взимаемая операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок при проведении электронной процедуры.
При этом указанная плата направлена на отсеивание недобросовестных участников закупок, у которых отсутствует действительное намерение стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3. Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Установление заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта позволяет снизить риски возникновения убытков, связанных с ненадлежащим исполнением или неисполнением контракта, нарушением предусмотренных контрактом сроков, особенно по крупным инвестиционным контрактам, контрактам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, наступлением гарантийного случая, а также в случае банкротства поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта, является мерой, направленной на защиту государственного или муниципального заказчика от возможных недобросовестных действий со стороны участника закупки, с которым заключается контракт, и реализуемой в целях повышения эффективности осуществления закупок.
Вместе с тем отмечаем, что с 1 июля 2019 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривающие возможность победителю закупки не предоставлять обеспечение исполнения контракта.
Так, согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Также отмечаем, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в том числе внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчикам предоставляется право до 31 декабря 2020 года не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, при закупках у СМП, СОНО, за исключением случаев, если предусмотрена выплата аванса (часть 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Закон N 44-ФЗ содержит комплекс мер, обеспечивающих баланс интересов как заказчиков, так и участников закупок, в том числе, СМП, СОНО и при этом направленных на повышение эффективности закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности, прозрачности закупок, развитие конкуренции путем обеспечения равного доступа участников к закупкам, что, в свою очередь, способствует эффективному расходованию средств, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 24-03-08/35346 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был