Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Р. Волковой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки А.Д. Шаймардановой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка А.Д. Шаймарданова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением" (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан).
Пунктом 2 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее также - Министерство) предписано организовать приобретение путевок на санаторно-курортное лечение пенсионерам Республики Татарстан в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан.
Из жалобы следует, что заявительница страдает заболеваниями органов пищеварения и, согласно рекомендации лечащего врача, ей необходимо санаторно-курортное лечение в санаториях соответствующего профиля, в частности в санатории "Ижминводы", расположенном на территории Республики Татарстан. Однако Министерство не заключило контракт с данным санаторно-курортным учреждением. По ее мнению, это обусловлено тем, что обжалуемая норма позволяет произвольно подходить к выбору санаторно-курортных учреждений, в которых приобретаются путевки, поскольку не содержит порядок организации приобретения путевок на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного гражданка А.Д. Шаймарданова просит признать пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением" не соответствующим статьям 13, 52 (части первая) и 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон). Согласно статье 5 этого Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным указанным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий; оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (части 1 и 2).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов.
Приведенные положения федерального законодательства предусматривают право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам оказания государственной социальной помощи в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение пенсионерам, не имеющим права на санаторно-курортное лечение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии медицинских показаний о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое постановление, которым утвердил порядок обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением, правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства. Поручая Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан организовать приобретение путевок на санаторно-курортное лечение пенсионеров Республики Татарстан в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан в пункте 3 данного постановления указал, что финансирование расходов производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Татарстан.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд и связанные с расходованием бюджетных средств, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона; нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Федеральному закону. Согласно части 3 упомянутой статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, которые должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из приведенных выше положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок, исключительно в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. В частности, они касаются вопросов: создания региональных информационных систем в сфере закупок, интегрированных с единой информационной системой (часть 7 статьи 4); установления порядка функционирования и использования региональных информационных систем в сфере закупок (часть 9 статьи 4); установления порядка формирования планов-графиков закупок (часть 5 статьи 16); утверждения требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 4 статьи 19); определения порядка осуществления мониторинга закупок (часть 8 статьи 97); осуществления контроля в сфере закупок (часть 8 статьи 99) и других.
Тем самым Федеральный закон N 44-ФЗ четко регламентирует полномочия субъектов Российской Федерации по вопросу регулирования отношений в сфере закупок. В связи с этим приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в рамках выделенных бюджетных средств должно осуществляться Министерством по правилам, указанным в Федеральном законе N 44-ФЗ.
Таким образом, оспариваемая норма пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением" принята во исполнение федерального законодательства, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, в том числе заявительницы, и, следовательно, не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" обращение заявительницы не является допустимым.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.Д. Шаймардановой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке А.Д. Шаймардановой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 г. N 20-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.Д. Шаймардановой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Порядка обеспечения пенсионеров Республики Татарстан санаторно-курортным лечением"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 16 июля 2020 г.