Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 г. по делу N 33а-930
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Судницыной С.П.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Сафронова ФИО10 к администрации г. Владивостока о признании нормативного правового акта недействующим в части по апелляционным жалобам администрации города Владивостока, ИП Сафронова А.В. на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 14 октября 2019 года, которым абзац 1 пункта 1 пункта 2.6.2 раздела 2 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок", утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 29 декабря 2016 г. N 3664, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части указания на выполнение дизайн-проекта индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций. На администрацию города Владивостока возложена обязанности опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца Касьянчук Н.В., представителя административного ответчика администрации города Владивостока Бабаевой И.Р., заключение прокурора Царевой М.Г., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ИП Сафронов А.В. обратился в суд с указанным административным иском в обоснование указав, что 29 декабря 2016 г. постановлением администрации г. Владивостока N 3664 утвержден Административный регламент предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок".
Пунктом 2.6. Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно: заявление и дизайн-проект размещения вывески, к которому Административным регламентом по сравнению с Правилами благоустройства территории Владивостокского городского округа устанавливаются дополнительные требования по составу дизайн-проекта - в том числе, дизайн-проект должен состоять из фотоснимка места размещения вывески в цвете, чертежа здания с изображением вывески, планируемой к размещению, эскизных проработок вывески, определяющих ее основные технические характеристики, включая чертеж вывески с указанием размеров, материалов, узлов крепления и способа установки, а также расчет прочности. А также указанным пунктом Регламента установлены требования о выполнении дизайн-проекта индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций, и о необходимости предоставить копии выписки из Реестра членов саморегулируемой организации.
24 июня 2019 года ИП Сафронов А.В. направил в администрацию г. Владивостока заявление о согласовании дизайн-проекта размещения вывески по адресу: г.<адрес> на фасаде здания, в котором располагается магазин "Канцелярская крыса", но 8 июля 2019 ему отказано в предоставлении муниципальной услуги с указанием на подпункт 1 пункта 2.10. раздела 2 Административного регламента в связи с непредставлением документов, указанных в пункте 2.6.2.
Административный истец полагает, что пункт 2.6.2. Административного регламента нарушает его права и законные интересы, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, размещение вывески на фасаде здания, в котором находится магазин необходимо для обозначения его места расположения.
Просит признать недействующим пункт 2.6.2. Административного регламента, как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации, а именно статьям 7, 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктам 7.4 - 7.20 Муниципального правового акта города Владивостока от 15 августа 2018 г. N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа", которые имеют большую юридическую силу.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
В судебном заседании помощник прокурора г. Владивостока полагала, что требования подлежат удовлетворению в части, поскольку абзац 1 подпункта 1 пункта 2.6.2 Административного регламента противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части указания на выполнение дизайн-проект размещения вывески индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций в связи с чем административный регламент подлежит признанию недействующим в указанной части. Закрепление требований в формате дизайн-проекта не противоречит разделу 7 Правил благоустройства, регламентирующим вопросы размещения информации на территории Владивостокского городского округа, в том числе, вывесок.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое администрацией города Владивостока, ИП Сафроновым А.В. поданы апелляционные жалобы, в которых ставятся вопросы об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2019 г. ИП Сафронов А.В. обратился в администрацию с заявлением о согласовании дизайн-проекта размещения вывески по адресу г.<адрес> на фасаде здания, в котором располагается магазин "Канцелярская крыса".
Уведомлением Управления наружной рекламы и информации администрации г. Владивостока от 08 июля 2019 г. N N ему отказано в предоставлении муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок" с указанием на подпункт 1 пункта 2.10. раздела 2 Административного регламента в связи с непредставлением документов, указанных в п. 2.6.2., а также поскольку дизайн-проект размещения вывески не прошит, не скреплен подписью и печатью индивидуального предпринимателя или юридического лица, выполнившего указанный дизайн-проект размещения вывески, а также отсутствует выписка выполнившего дизайн-проект размещения вывески индивидуального предпринимателя или юридического лица из Реестра членов саморегулируемой организации.
Разрешая заявленные требования ИП Сафронова А.В. и частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что абзац 1 пункта 1 пункта 2.6.2. раздела 2 Административного регламента противоречит положениям статей 7, 14 Федерального закона N 210-ФЗ, пунктам 7.3., 7.4., 7.8. Правил благоустройства, в той мере, в какой им установлено требование на выполнение дизайн-проекта индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций.
С такими выводами суда первой инстанции полагает необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 7 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрены требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг и указано, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: - представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; - осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает кроме прочих составляющих: - правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги; - исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (ст. 14 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;
В соответствии с пунктом 25 части 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с пунктом 7.3 Муниципального правового акта города Владивостока от 15 августа 2018 г. N 45-МПА "Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа" (далее - Правила благоустройства) вывески, размещаемые на территории Владивостокского городского округа, должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов, требованиями к конструкциям и их размещению, в том числе на внешних поверхностях зданий, сооружений, иными требованиями, а также не нарушать внешний архитектурный облик города Владивостока и обеспечивать соответствие эстетических характеристик вывесок стилистике объекта, на котором они размещаются.
Размещение вывесок на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, сооружений осуществляется в соответствии с архитектурным обликом сложившейся застройки и требованиями настоящих Правил (пункт 7.4 Правил благоустройства).
Из пункта 7.8. Правила благоустройства следует, что внешний вид вывесок первого типа и их размещение определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным в соответствии с требованиями настоящих Правил и согласованным с администрацией города Владивостока, в соответствии с административным регламентом указанной муниципальной услуги.
Во исполнение пункта 7.8. Правил благоустройства администрацией города Владивостока разработан Административный регламент предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Согласование дизайн-проектов размещения вывесок", утвержденный постановлением администрации города Владивостока от 29 декабря 2016 г. N 3664 (далее - Административный регламент).
В пункте 2.6. раздела 2 Административного регламента указан перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В пункте 2.6.1. раздела 2 Административного регламента указано, что для принятия решения о согласовании дизайн-проекта размещения вывески заявитель подает заявление о согласовании дизайн-проекта размещения вывески.
Из пункта 2.6.2. раздела 2 Административного регламента следует, что заявлению заявитель прилагает кроме прочих следующие документы:
1) дизайн-проект размещения вывески, выполненный индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций (предоставляется вместе с копией выписки из Реестра членов саморегулируемой организации) - в 2 (двух) экземплярах (один экземпляр остается в Управлении, второй экземпляр возвращается заявителю). Дизайн-проект размещения вывески должен быть прошит, скреплен подписью и печатью индивидуального предпринимателя или юридического лица (при наличии), выполнившего указанный дизайн-проект размещения вывески.
Дизайн-проект размещения вывески должен содержать следующие сведения:
- фотографический снимок (группу снимков) предполагаемого места размещения вывески в цвете, отражающий внешний облик здания (сооружения) и прилегающей территории до размещения вывески;
- фотомонтаж предполагаемого места размещения вывески с изображением вывески в масштабе и цвете, дающий полное представление о вывеске и внешнем облике здания (сооружения) в дневное время после ее размещения. При этом фотография выполняется с возможностью обзора всего фасада здания (сооружения), на котором планируется размещение вывески, и прилегающей территории;
- фотомонтаж предполагаемого места размещения вывески с изображением вывески в масштабе и цвете, дающий полное представление о вывеске и внешнем облике здания (сооружения) в ночное время после ее размещения. При этом фотография выполняется с возможностью обзора всего фасада здания (сооружения), на котором планируется размещение вывески, и прилегающей территории (предоставляется в случае, если вывеска оборудована внешней или внутренней подсветкой);
- чертеж здания (сооружения) с изображением вывески, планируемой к размещению, а также всех вывесок и рекламных конструкций, расположенных на здании (сооружении), в масштабе с указанием размеров длины фасада здания (сооружения), длины фасада здания (сооружения), соответствующей занимаемым заявителем помещениям, длины расстояния от уровня земли до нижнего края вывески, планируемой к размещению, расстояния между всеми вывесками и рекламными конструкциями. На чертеже здания (сооружения) должны быть указаны архитектурно-художественные параметры здания (сооружения) - дверные и оконные проемы, выступающие и западающие элементы фасада, цоколь, кровля, входные козырьки, ограждения, балконы, эркеры, колонны, декоративная и художественная отделка фасада и его элементов;
- эскизные проработки вывески, определяющие ее основные технические характеристики, включая чертеж вывески с указанием размеров, материалов, узлов крепления и способа установки, а также расчета прочности.
Признавая недействующим пункт Административного регламента, касающийся необходимости выполнения дизайн-проекта размещения любой вывески независимо от ее вида и формы, сложности конструкции, независимо от того оказывает ли она влияние на безопасность объектов капитального строительства, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, суд обоснованно исходил из того, что положениями Федерального закона N 210-ФЗ, Правилами благоустройства не установлено такое требование о выполнении дизайн-проекта размещения вывески индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций.
Действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к вывескам, их видам, признакам, характеристикам, параметрам, а также способам, местам, условиям их размещения.
Однако данное обстоятельство с учетом положений ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ не свидетельствует о возможности произвольного регулирования указанных правоотношений.
В апелляционной жалобе административный ответчик в обоснование необходимости выполнения дизайн-проекта членами саморегулируемых организаций, осуществляющих подготовку проектной документации, ссылается на положения п. 7.3, 7.4 Правил благоустройства, согласно которых в дизайн-проекте должны быть отражены сведения, определяющие ее основные технические характеристики, включая чертеж вывески с указанием размеров, материалов, узлов крепления и способа установки, расчеты климатических нагрузок (снеговые, ветровые), выполненные в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов. При этом полагают, что в случае выполнения дизайн-проекта членом саморегулируемой организации, дизайн-проект будет являться документом, подтверждающим его соответствие требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, а также данное обстоятельство будет обеспечивать безопасность эксплуатации объекта для жизни и здоровья населения.
Вместе с тем проверка представленного дизайн-проекта вывески на соответствие требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, а также на соответствие безопасности эксплуатации объекта для жизни и здоровья населения должна проводиться самим органом местного самоуправления. Установление такого требования о разработке дизайн-проекта вывески саморегулируемой организацией создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно Правилам благоустройства конструкция вывески может быть как простой, не затрагивающей основных капитальных конструкций здания или сооружения, так и сложной, требующей инженерных изысканий, архитектурно-технических решений, подготовку проектной и технической документации.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что допуск саморегулируемой организации для выполнения дизайн-проекта размещения вывески не требуется, если вывеска является простой, не относится к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, не оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, является правильным.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований истца, суд обоснованно исходил из того, что установленные Административным регламентом требования к составу дизайн-проекта обусловлены положениями пунктов 7.3 - 7.20 Правил благоустройства, предусматривающими требования к благоустройству и элементам благоустройства территории Владивостокского городского округа, а также требования к размещению информации на территории Владивостокского городского округа, в том числе и к установке вывесок.
Указанные в п. 2.6 Административного регламента требования к составу дизайн-проекта о предоставлении сведений направлены на возможность определения при поступлении соответствующего заявления и дизайн-проекта вывески соответствия внешнего вида вывески, ее размещения архитектурному облику сложившейся застройки территории Владивостока, стилистике объекта.
Таким образом, предоставление заявителем сведений в составе дизайн-проекта размещения вывески, указанных в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента, за исключением в части требования выполнения дизайн-проекта размещения вывески индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемых организаций, обусловлено требованиями Правил благоустройства и направлены на сохранение архитектурного облика сложившейся застройки города Владивостока, а также обеспечение, повышение комфортности и безопасности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории города, обусловлено требованиями к вывескам, установленные разделом 7 Правил благоустройства.
С учетом положений действующего законодательства, установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и повторяют доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 14 октября 2019 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Владивостока, ИП Сафронова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 30 января 2020 г. по делу N 33а-930
Текст определения опубликован не был