Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Проведенный анализ подконтрольной среды показал, что наиболее значимыми рисками несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований являются:
реализация не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом;
несоответствие качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
нарушение установленных законодательством об образовании требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию; нарушение установленных правил оказания платных образовательных услуг; нарушение требований к порядку принятия локальных нормативных актов;
нарушение требований к структуре и содержанию информации о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, на официальном сайте данной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
нарушение установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования;
несоответствие уровня квалификации педагогических работников установленным требованиям;
отсутствие безопасных условий обучения и воспитания в части приема на работу в отсутствие справок о наличии (отсутствии) судимости или допуска к работе лиц, имеющих судимость, в отсутствие решения уполномоченного органа; отсутствие кадров, необходимых для реализации адаптированных образовательных программ; недостаточность или отсутствие материально-технического обеспечения отдельных реализуемых программ; осуществление образовательной деятельности по адресам мест ведения деятельности и по видам образовательных услуг, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности (не заявленным для лицензирования);
отсутствие документов, подтверждающих наличие законных прав на использование зданий, помещений, территорий.
Данные анализа отражают состояние подконтрольной среды на 19.12.2019 г.
На 01.01.2019 г. в Брянской области осуществляло образовательную деятельность 1152 организации, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В 2019 году департаментом всего проведено 293 проверки, из них 231 плановая и 61 внеплановая проверка в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также 9 плановых проверок в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - ОМСУ).
На 2019 год было запланировано 241 плановая проверка в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по факту проведено 231 (10 отменено в установленном порядке в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности), а также запланированы и проведены 9 плановых проверок в отношении ОМСУ, (в 2018 году проведено 272 плановых проверки в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и 12 плановых проверок - в отношении ОМСУ).
В 2019 году, в отличие от предыдущих лет, 230 плановых проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, (99% от запланированного количества на 2019 год) носили комплексный характер. В 2018 году при осуществлении государственного контроля (надзора) было проведено 168 проверок, при осуществлении федерального государственного контроля качества образования - 50 проверок (проверки федерального государственного контроля качества образования проведены совместно с проверками федерального государственного надзора в сфере образования), всего проведено плановых проверок - 119 (71%), внеплановых - 49 (29%), выездных - 102 (61%), документарных - 66 (39%).Проверки проводились в отношении 149 объектов контроля).
Помимо плановых проверок в 2019 году департаментом проведена 61 внеплановая проверка, из которых 14 - внеплановые документарные проверки и 47 выездные внеплановые проверки. Все проверки проводились с целью контроля исполнения ранее выданного предписания. В 2018 году были проведены 94 внеплановых проверки, из них 39 - внеплановые документарные проверки исполнения предписания, 45 - внеплановые выездные проверки, из которых 16 - по поручению Президента Российской Федерации.
Результаты проведенных проверок в 2019 году:
1) по результатам проведенных комплексных проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- выявлено 605 нарушений и 164 правонарушения, что превышает показатель 2018 года (404 нарушения и 113 правонарушений в 2018 году);
- выдано 272 предписания об устранении выявленных нарушений (из них 3 повторных предписания), что превышает количество предписаний, выданных в 2018 году (127 предписаний), составлено 23 протокола об административном правонарушении, что соответствует показателю 2018 года);
- выдано 91 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;
2) По результатам проверок в рамках лицензионного контроля в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
выявлено 82 нарушения лицензионных требований и условий, что больше, чем в 2018 году (63 нарушения), при этом;
выдано 43 предписания (17% проверенных юридических лиц) об устранении выявленных нарушений, что несколько меньше, чем в 2018 году (33 предписания, выдано 19% проверенных юридических лиц).Среднее количество нарушений, включённых в предписание, осталось прежним: 1,9.
3) По результатам проверок 9 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, выдано 9 предписаний; информация о результатах проверки управления образования администрации Погарского района направлена главе администрации района.
В 2019 году по фактам выявленных нарушений было составлено и направлено в судебные инстанции 73 протокола об административных правонарушениях (в 2018 г. - 62 протокола) в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их должностных лиц:
Состав правонарушения |
Статья КоАП РФ |
Количество направленных в суд протоколов |
|
2019 г. |
2018 г. |
||
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. |
5 |
4 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. |
4 |
5 |
|
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). |
42 |
27 |
|
Нарушении правил оказания платных образовательных услуг. |
6 |
5 |
|
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом. |
5 |
2 |
|
Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию. |
4 |
9 |
|
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) |
0 |
1 |
|
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. |
2 |
1 |
К административному наказанию в виде штрафа решением суда привлечены 37 должностных лиц (в 2018 г. - 32 должностных лица) и 5 юридических лиц (в 2018 г. - 2 юридических лица). В отношении 2 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, судом было назначено наказание в виде административного приостановления деятельности (в 2018 году административное приостановление деятельности назначалось 1 организации, осуществляющей образовательную деятельность). Предупреждение вынесено 2 должностным лицам (в 2018 году - 1 юридическому лицу, 4 должностным лицам).
Таким образом, в 2019 году прослеживается увеличение количества выявленных в ходе проведенных проверок нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований по сравнению с результатами проверок в 2018 году, в том числе количество нарушений, за совершение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Общее увеличение количества выявленных нарушений в 2019 году по сравнению с 2018 годом обусловлено особенностью сформированного на 2019 год плана проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно, увеличением количества плановых проверок департамента; значительным ростом количества комплексных проверок (с 168 в 2018 году до 230 в 2019 году), что позволило установить несоответствие условий организации и осуществления образовательной деятельности установленным требованиям непосредственно в организациях, и что говорит об эффективности проведения комплексных выездных проверок.
Текущее состояние профилактической работы департамента заключается в:
разъяснении обязательных требований, их применения;
обеспечении информационной открытости деятельности;
предупреждении и пресечении нарушений обязательных требований в сфере образования;
совершенствовании дифференциального ("риск-ориентированного") подхода к формированию ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для решения этих задач департамент обеспечивает размещение информации о результатах проверок на официальном сайте, направление информационных писем по результатам проверок подведомственных организаций учредителям, проведение совещаний, семинаров, "круглых столов" с представителями организаций, их учредителей, опубликование ежегодных докладов об исполнении переданных полномочий, ответы на запросы организаций и граждан, проведение публичных мероприятий, выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, издание методических сборников и т.п.
В 2019 году департаментом в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании принимались следующие предупредительные меры:
- по итогам проведенных проверок направлялись информационные письма учредителям, с предложениями по устранению нарушений в деятельности проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных учреждениях;
- проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- обеспечивалось систематическое размещение на официальном сайте и информационных стендах в помещениях департамента нормативных правовых актов, информации о результатах проверок и типичных нарушениях, выявленных в ходе их проведения;
- проводилась постоянная работа по противодействию поборам с родителей (законных представителей) учащихся в образовательных организациях области. При проведении проверок исследовались документы, способные свидетельствовать о принуждении родителей к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.);
- осуществлялась работа "горячей линии" по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, благодаря которой сотрудниками департамента в телефонном режиме проводились сбор информации и консультирование граждан, а также информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений;
- с целью профилактики и предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования представители департамента приняли участие в работе двух совещаний в МРЭО ГИБДД МВД России по Брянской области (февраль и октябрь 2019 года), в обсуждениях вопросов соблюдения законодательства в сфере образования на заседаниях Совета директоров профессиональных образовательных организаций (октябрь 2019 года), в подведении итогов проверки органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (февраль 2019 года);
- в целях профилактики нарушений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в целях оказания организационно-методической помощи при оказании государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (переоформлению лицензии) направлены информационные письма в муниципалитеты, где проводилось строительство новых объектов в сфере образования, (август 2019 года);
- в феврале 2019 года департаментом, в рамках программы профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год, проведено публичное мероприятие для представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования о результатах проверок, типичных нарушениях и необходимых мерах по предупреждению и пресечению совершения нарушений обязательных требований в сфере образования;
- образовательным организациям выдано 91 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;
- ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором в план проверок включены, в первую очередь (с учетом установленной периодичности проведения проверок), организации, в отношении которых неоднократно поступали обращения граждан и организаций с жалобами на действия этих организаций, нарушающие обязательные требования в сфере образования; результаты предыдущих проверок которых содержали административные правонарушения; результаты написания Всероссийских проверочных работ обучающимися данных образовательных организаций носили необъективный характер; низкие результаты государственной итоговой аттестации, нарушения установленного порядка ее проведения выпускниками этих организаций характеризуются как "зоны риска".
В целях повышения эффективности осуществления департаментом переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования:
1) Введена практика проведения комплексных выездных проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с
2019 года все плановые проверки в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса (99% от общего количества запланированных проверок на 2019 год) проведены департаментом в виде выездных (документарных) комплексных проверок. С учетом вышеназванных рекомендаций в
2020 году запланировано проведение проверок в отношении 253 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 95% проверок носят комплексный характер.
2) На сайте департамента функционирует подраздел "Контроль исполнения предписания" (http://edu.debryansk.ru/sluzhba-po-nadzoru-sfere-obrazovaniya-i-nauki-bryanskoy-oblasti/nadzor-v-sfere-obrazovaniia/kontrol-ispolneniya-predpisaniya/) с целью обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных департаментом в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
3) На официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан специальный раздел "Профилактика нарушений обязательных требований", в котором размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору, руководство по соблюдению обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, программа профилактики нарушений обязательных требований, информация о публичных мероприятиях, проводимых департаментом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.