Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 19 декабря 2019 г. N 1856
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования департамента образования и науки Брянской области на 2020 год и плановый период на 2021 - 2022 годы"
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 года N 277-ФЗ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, приказываю:
1. Утвердить Доклад об итогах реализации Программ профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования департамента образования и науки Брянской области на 2019 год.
2. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования департамента образования и науки Брянской области на 2020 год и плановый период на 2021 - 2022 годы.
3. Начальникам отделов государственного надзора в сфере образования (Поляткова Л.A.), государственной аккредитации и лицензирования (Лагошная Е.М.) обеспечить выполнение в установленные сроки Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования департамента образования и науки Брянской области на 2020 год и плановый период на 2021 - 2022 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель директора |
Балахонов А.П. |
Утверждено
приказом Департамента
образования и науки
Брянской области
N 1856 от 19.12.2019
Доклад
об итогах реализации Программ профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, на 2019 год
Государственный контроль (надзор) в сфере образования, включающий в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, а также лицензионный контроль в сфере образования департамент образования и науки Брянской области осуществляет в рамках переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования на основании ст.ст. 7, 91, 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положения о департаменте образования и науки Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 70, и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Задачами проведения профилактических мероприятий в 2019 году являлись:
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством об образовании, путем активизации профилактической деятельности отделов государственного надзора в сфере образования и государственной аккредитации и лицензирования департамента образования и науки Брянской области.
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования и лицензионного контроля.
- повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На 01.01.2019 г. в Брянской области осуществляло образовательную деятельность 1152 организации, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В 2019 году департаментом в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, всего проведено 293 проверки, из них 231 плановая и 61 внеплановая проверка.
В 2019 году, в отличие от предыдущих лет, 230 плановых проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, (99% от запланированного количества на 2019 год) носили комплексный характер, что позволило снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.
Помимо плановых проверок в 2019 году департаментом проведена 61 внеплановая проверка, из которых 14-внеплановые документарные проверки и 47 выездные внеплановые проверки. Все проверки проводились с целью контроля исполнения ранее выданного предписания.
По результатам проведенных комплексных проверок в части федерального государственного надзора в 2019 году в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- выдано 272 предписания об устранении выявленных нарушений (из них 3 повторных предписания), что превышает количество предписаний, выданных в 2018 году (127 предписаний),
- выдано 91 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) По результатам проверок в рамках лицензионного контроля в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- выдано 43 предписания (17% проверенных юридических лиц) об устранении выявленных нарушений, что несколько меньше, чем в 2018 году (33 предписания, выдано 19% проверенных юридических лиц). Среднее количество нарушений, включённых в предписание, осталось прежним: 1,9.
- выдано 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации;
Всего в 2019 году по фактам выявленных нарушений было составлено и направлено в судебные инстанции 73 протокола об административных правонарушениях (в 2018 г. - 62 протокола) в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их должностных лиц:
Состав правонарушения |
Статья КоАП РФ |
Количество направленных в суд протоколов 2019 г. |
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся |
5 |
|
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа |
4 |
|
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, |
42 |
|
Нарушение правил оказания платных образовательных услуг. |
6 |
|
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом. |
5 |
|
Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную |
4 |
|
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных |
0 |
|
Непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу), орган |
2 |
К административному наказанию в виде штрафа решением суда привлечены 37 должностных лиц (в 2018 г. - 32 должностных лица) и 5 юридических лиц (в 2018 г. - 2 юридических лица). В отношении 2 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, судом было назначено наказание в виде административного приостановления деятельности (в 22018" году административное приостановление деятельности назначалось Организации, осуществляющей образовательную деятельность). Предупреждение вынесено 2 должностным лицам (в 2018 году - 1 юридическому лицу, 4 должностным лицам).
Таким образом, в 2019 году прослеживается увеличение количества выявленных в ходе проведенных проверок нарушений подконтрольными субъектам и обязательных требований по сравнению с результатами проверок в 2018 году, в том числе количество нарушений, за совершение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Общее увеличение количества выявленных нарушений в 2019 году по сравнению с 2018 годом обусловлено значительным ростом количества комплексных проверок (с 168 в 2018 году до 230 в 2019 году), что позволило установить несоответствие условий организации и осуществления образовательной деятельности установленным требованиям непосредственно в организациях, и что говорит об эффективности проведения комплексных выездных проверок.
Текущее состояние профилактической работы департамента заключается в:
- разъяснении обязательных требований, их применения;
- обеспечении информационной открытости деятельности;
- предупреждении и пресечении нарушений обязательных требований в сфере образования;
- совершенствовании дифференциального ("риск-ориентированного") подхода к формированию ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2019 году департаментом в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования в целях предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании и выполнения программ профилактики нарушений обязательных требований принимались следующие предупредительные меры:
- по итогам проведенных проверок направлялись информационные письма учредителям, с предложениями по устранению нарушений в деятельности проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и недопущению аналогичных нарушений в других подведомственных учреждениях;
- проводилось консультирование участников образовательного процесса по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- обеспечивалось систематическое размещение на официальном сайте и информационных стендах в помещениях департамента нормативных правовых актов, информации о результатах проверок и типичных нарушениях, выявленных в ходе их проведения;
- проводилась постоянная работа по противодействию поборам с родителей (законных представителей) учащихся в образовательных организациях области. При проведении проверок исследовались документы, способные свидетельствовать о принуждении родителей к внесению денежных средств на нужды образовательной организации (договоры об оказании охранных услуг, протоколы родительских комитетов и др.);
- осуществлялась работа "горячей линии" по вопросам законности взимания платежей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, благодаря которой сотрудниками департамента в телефонном режиме проводились сбор информации и консультирование граждан, а также информирование учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о фактах выявленных нарушений;
- с целью профилактики и предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования представители департамента приняли участие в работе двух совещаний в МРЭО ГИБДД МВД России по Брянской области (февраль и октябрь 2019 года), в обсуждениях вопросов соблюдения законодательства в сфере образования на заседаниях Совета директоров профессиональных образовательных организаций (октябрь 2019 года), в подведении итогов проверки органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (февраль 2019 года);
- в целях профилактики нарушений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в целях оказания организационно-методической помощи при оказании государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (переоформлению лицензии) направлены информационные письма в муниципалитеты, где проводилось строительство новых объектов в сфере образования, (август 2019 года);
- в феврале 2019 года департаментом, в рамках программы профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год, проведено публичное мероприятие для представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования о результатах проверок, типичных нарушениях и необходимых мерах по предупреждению и пресечению совершения нарушений обязательных требований в сфере образования;
- образовательным организациям выдано 91 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании;
- ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год сформирован с учетом риск-ориентированного подхода, при котором в план проверок включены, в первую очередь (с учетом установленной периодичности проведения проверок), организации, в отношении которых неоднократно поступали обращения граждан и организаций с жалобами на действия этих организаций, нарушающие обязательные требования в сфере образования; результаты предыдущих проверок которых содержали административные правонарушения; результаты написания Всероссийских проверочных работ обучающимися данных образовательных организаций носили необъективный характер; низкие результаты государственной итоговой аттестации, нарушения установленного порядка ее проведения выпускниками этих организаций характеризуются как "зоны риска".
В целях повышения прозрачности системы государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью:
1) На сайте департамента функционирует подраздел "Контроль исполнения предписания" (http://www.edu.debryansk.ru/sluzhba-po-nadzoru-sfere-obrazovaniya-i-nauki-bryanskoy-oblasti/nadzor-v-sfere-obrazovaniia/kontrol-ispolneniya-predpisaniya/) с целью обеспечения контроля сроков исполнения предписаний, выданных департаментом в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
2) На официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" создан специальный раздел "Профилактика нарушений обязательных требований", в котором размещены Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю и надзору, руководство по соблюдению обязательных требований в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, программа профилактики нарушений обязательных требований, информация о публичных мероприятиях, проводимых департаментом.
Выполнение целевых показателей программы за 2019 год:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей (прогноз) |
Фактически достигнутые значения показателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в общем количестве запланированных проверок) |
процент |
100 |
100 |
2. |
Доля юридических лиц, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в общем количестве юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору)) |
процент |
20 |
22 |
3. |
Доля проведенных внеплановых проверок в общем количестве проведенных проверок |
процент |
10 |
21 |
4. |
Доля организаций, в отношении которых проверки проведены с привлечением экспертов |
процент |
45 |
48 |
5. |
Доля проведения плановых комплексных проверок |
процент |
80 |
99 |
6. |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность без правонарушений в сфере образования |
процент |
не менее 20 |
24 |
7. |
Доля образовательных организаций, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых проверок нарушения |
процент |
85 |
99 |
8. |
Среднее количество нарушений обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований, выявленных по результатам одной плановой проверки |
единица |
не более 5 |
3 |
9. |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
единица |
не менее 750 |
1344 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 19 декабря 2019 г. N 1856 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере образования департамента образования и науки Брянской области на 2020 год и плановый период на 2021 - 2022 годы"
Вступает в силу с 19 декабря 2019 г.
Текст приказа опубликован не был