Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу департамента
образования и науки
Брянской области
от 19.12.2019 N 1854
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования
Предметом федерального государственного надзора в сфере образования является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, требований законодательства об образовании (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок организаций и органов местного самоуправления, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении образовательных организаций:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 278-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 N 697 "Об утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- Постановление Правительства российской Федерации от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 755-р "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Постановление" имеется в виду "Распоряжение"
- Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 261 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 N 443 "Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2017 N 124 "Об утверждении порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013 N 957 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.10.2013 N 1122 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.09.2015 N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 N 36 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2013 N 1422 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1186 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N 291 "Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 N 968 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N N 189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013 N 958 "Об утверждении порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 N 658 "об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 N 1527 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2014 N 685 "Об утверждении порядка выдачи медали "За особые успехи в учении";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.04.2014 N 267 "Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 года N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2013 года N 531 "Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2013 года N 240 "Об утверждении образцов студенческого билета для студентов зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 835 "Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003. принятым и введенным в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 года N 276-ст";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 года N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 N 1185 "Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "19.12.2014"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 N 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2018 N 247 "Об утверждении типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
- Распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.01.2003 N 6-24 "О штатах профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования";
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.10.2017 N 1417 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "16.10.2018"
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
В целях соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования департаментом образования и науки Брянской области подготовлены рекомендации по недопущению нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании, выявленных при проверке уставов организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Согласно ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:
1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов; описание символики.
Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях" устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:
1. Наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества, может включать указание на его тип.
2. Место нахождения автономного учреждения.
3. Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
4. Предмет и цели деятельности автономного учреждения.
5. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.
6. Сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения.
7. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов.
8. Иные предусмотренные федеральными законами сведения.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1. Тип образовательной организации (п. 1 ч. 2 ст. 25).
2. Учредитель или учредители образовательной организации (п. 2 ч. 2 ст. 25).
3. Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности (п. 3 ч. 2 ст. 25).
4. Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий (п. 4 ч. 2 ст. 25).
5. Сведения о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27).
6. Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 30).
7. Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33).
8. Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34).
9. Формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44).
10. Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47).
11. Порядок вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50).
12. Порядок назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51).
13. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).
14. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51).
15. Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52).
16. Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании в части разработки и принятии локальных нормативных актов
Проекты локальных нормативных актов разрабатываются по решению руководителя образовательной организации, коллегиальных органов управления (педагогического совета, общего собрания работников и др.). Предложения о разработке ЛНА могут быть внесены любым участником или группой участников образовательных отношений.
При разработке проектов ЛНА необходимо:
- Определить круг вопросов, по которым требуются разработка, принятие и утверждение ЛНА.
- Создать рабочую группу по разработке ЛНА. Состав рабочей группы определяется по решению руководителя, коллегиальных органов управления (педагогического совета, общего собрания работников).
- Определить сроки разработки ЛНА.
- Назначить ответственного руководителя рабочей группы, который будет координировать работу и контролировать установленные сроки разработки ЛНА.
- Организовать деятельность рабочей группы по разработке проекта ЛНА.
Для публичного обсуждения проект ЛНА размещается в специальном разделе на официальном сайте в сети "Интернет" и на информационном стенде, устанавливается форма и срок приема поправок, рекомендаций и предложений в размещенный проект ЛНА.
Поступившие поправки, предложения и рекомендации обсуждаются рабочей группой. Срок обсуждения и внесения поправок устанавливается в порядке принятия локальных актов. В установленных законодательством случаях доработанный проект ЛНА передается на согласование в совет обучающихся, совет родителей (законных представителей) обучающихся для учета мнения, в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации, представляющий интересы большинства работников.
Подтверждение факта ознакомления работников с ЛНА осуществляется следующим образом:
подписью лица на листе ознакомления с указанием фамилии, имени, отчества и даты ознакомления. Лист ознакомления прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;
подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, с регистрацией в специальном Журнале.
Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с ЛНА, принятыми в период обучения обучающихся, осуществляется путем размещения копий ЛНА на официальном сайте в сети "Интернет", на информационном стенде, а также в ходе проведения собраний родителей (законных представителей) обучающихся.
Локальные нормативные акты размещаются на официальном сайте в сети "Интернет".
Порядок утверждения локального нормативного акта (должностным лицом или распорядительным актом организации) выбирается организацией самостоятельно в соответствии с уставом образовательной организации.
При оформлении грифов согласования и утверждения необходимо использовать Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.972016, утвержденный Приказом Росстандарта от 08 декабря 2016 года N 2004-ст в редакции от 14 мая 2018 года.
Гриф утверждения проставляется на документе в случае его утверждения должностным лицом, распорядительным документом (постановлением, решением, приказом, распоряжением) или решением коллегиального органа.
Гриф утверждения размещается в правом верхнем углу первого листа документа. Строки реквизита выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки.
При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.
При утверждении документа распорядительным документом гриф утверждения состоит из слова Утвержден (Утверждена, Утверждены или Утверждено), согласованного с наименованием вида утверждаемого документа, наименования распорядительного документа в творительном падеже, его даты, номера.
При утверждении документа коллегиальным органом, решения которого фиксируются в протоколе, в грифе утверждения указывается наименование органа, решением которого утвержден документ, дата и номер протокола (в скобках).
Гриф согласования документа проставляется на документах, согласованных органами власти, организациями, коллегиальными органами, представительными органами, должностными лицами. Гриф согласования в зависимости от вида документа и особенностей его оформления может проставляться:
на первом листе документа (если документ имеет титульный лист, - на титульном листе) в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения или под наименованием документа ближе к нижнему полю);
на последнем листе документа под текстом;
на листе согласования, являющемся неотъемлемой частью документа.
Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, которым согласован документ (включая наименование организации), его собственноручной подписи, инициалов, фамилии, даты согласования.
Если согласование осуществляется коллегиальным органом, в грифе согласования указывают сведения об органе, согласовавшем документ, дате и номере протокола, в котором зафиксировано решение о согласовании.
Если согласование осуществляется письмом, указывают вид документа, организацию - автора документа, дату и номер письма.
Пример:
_________________________________________________________________________
(наименование образовательной организации)
Согласовано Утверждаю
____________________________ ________________________
(наименование коллегиального (должность руководителя)
органа управления)
(протокол от ______ N _____) ________________________
(наименование
образовательной организации)
(при необходимости) _________ ______________
Согласовано (подпись) (И.О. Фамилия)
___________ (дата)
(или)
____________________________ Утверждено / Утверждены
(наименование представительного
органа)
(протокол от ______ N _____) приказом ___________
________________________
(наименование
образовательной организации)
(или) от ________ N ___
(или)
Согласовано Утверждено / Утверждены
письмом ____________________
(организация, автора ___________________________
документа) (наименование
от ________ N ______ коллегиального органа)
(протокол от ____ N ____)
ЛНА подлежат изменению и дополнению в следующих случаях:
при реорганизации либо изменении структуры образовательной организации (далее - ОО), которое влечет за собой изменение наименования либо задач и направлений деятельности;
при изменении законодательства Российской Федерации;
по усмотрению ОО.
В этом случае принимаемые ЛНА не могут ухудшать положения работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образовании, коллективными договорами, соглашениями. Основанием для отмены ЛНА ОО являются:
истечение срока действия локального нормативного акта (если при разработке ЛНА был определен период его действия);
вступление в силу закона или другого нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным нормативным актом.
Отмена ЛНА в связи с утратой силы производится приказом руководителя ОО, ознакомлением работников с содержанием приказа под роспись.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании в части приема лиц на обучение по основным общеобразовательным программам, в том числе с ограниченными возможностями здоровья
Согласно статье 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно пунктам 7, 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года N 32 (далее - Порядок приема) государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года (далее - распорядительный акт о закрепленной территории).
Государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:
количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;
наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.
Перечень документов, предъявляемых родителем (законным представителем) ребенка для зачисления ребенка в организации, осуществляющие образовательную деятельность, отражен в пунктах 9, 10 Порядка приема.
Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года (пункт 14 Порядка приема).
Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 21 июня 2018 года N ТС-1529/07 также дало разъяснения по вопросу об устройстве детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в образовательные организации.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) (пункт 17 Порядка приема).
Обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Одновременно предоставленное родителями (законными представителями) детей такое заключение является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.
В соответствии с частью 4 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при прекращении образовательных отношений
В соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
в связи с получением образования (завершением обучения);
досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации, если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при переводе обучающихся в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При этом, согласно пункту 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организации, осуществляющие образовательную деятельность. Таким образом, вопрос о переводе несовершеннолетнего обучающегося из одной образовательной организации в другую до получения им основного общего образования относится к компетенции родителей (законных представителей).
Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 года N 177 (далее - Порядок N 177).
Данный нормативный правовой акт предусматривает в качестве оснований для перевода обучающегося в другую образовательную организацию следующие случаи: инициатива родителей (законных представителей) ребенка, а также прекращение деятельности образовательной организации, аннулирование или приостановление действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности, лишение государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечение срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или приостановление действия государственной аккредитации.
При прекращении деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулировании или приостановлении действия соответствующей лицензии, лишении ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечении срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации.
В соответствии с вышеуказанным Порядком образовательная организация в случае прекращения деятельности, аннулирования или приостановления лицензии обязана в течение пяти рабочих дней с момента принятия данных решений уведомить родителей (законных представителей) обучающихся о предстоящем переводе детей в другую образовательную организацию.
В случае перевода по инициативе образовательной организации вопросы подбора другой образовательной организации для продолжения обучения решается образовательной организацией и органами местного самоуправления в сфере образования по согласованию с родителями (законными представителями).
Согласно пункту 5 Порядка N 177 при переводе по инициативе родителей (законных представителей) родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося осуществляют выбор принимающей организации, обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест и обращаются в исходную организацию, в которой в настоящее время обучается их ребенок, с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию.
Образовательная организация на основании указанного заявления в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.
Образовательная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося личное дело обучающегося, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).
Общеобразовательная организация издает распорядительный акт о зачислении обучающегося в порядке перевода в течение трех рабочих дней после приема заявления и необходимых документов.
При этом действующим законодательством предусматривается, что принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.
Обращаем внимание на то обстоятельство, что действующее законодательство в сфере образования не предусматривает обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предоставлять наряду с заявлением дополнительно справку, подтверждающую факт принятия (согласия на принятие) обучающегося в другую образовательную организацию в порядке перевода. В связи с этим такое требование является незаконным.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при подготовке отчета по самообследованию
Согласно Порядку проведения самообследования образовательной организацией, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462, процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
организацию и проведение самообследования в организации;
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
Пунктом 5 указанного выше Порядка определено, что сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при составлении отчета по самообследованию необходимо учитывать, что в отчет включатся не только анализ показателей деятельности организации, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию", но и аналитическая часть, включающая оценку образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 218 внесены изменения в Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462, в части установления календарного года как единого отчетного периода самообследования образовательными организациями, а также размещения отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направления его учредителю не позднее 20 апреля текущего года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 14 декабря 2017 г. следует читать как "N 1218"
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при создании и ведении официального сайта образовательной организации в сети "Интернет"
Одним из инструментов методической поддержки образовательных организаций в части соблюдения ими требований действующего законодательства по размещению информации на официальных сайтах образовательных организаций является приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 года N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (далее - приказ Рособрнадзора N 785).
Согласно приказу Рособрнадзора N 785 для размещения информации на официальном сайте должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации", содержащий ряд подразделов.
Информация в разделе "Сведения об образовательной организации" должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы официального сайта. При этом должен быть механизм навигации по всем страницам данного раздела.
Доступ к разделу "Сведения об образовательной организации" должен осуществляться с главной (основной) страницы официального сайта, а также из основного навигационного меню официального сайта. Страницы указанного раздела должны быть доступны в Интернете без дополнительной регистрации, содержать информацию согласно приказу Рособрнадзора N 785, а также доступные для посетителей официального сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.
Структура специального раздела представлена в виде схемы
Структура специального раздела представлена в виде схемы
Сведения об образовательной организации | ||
|
|
|
|
Основные сведения |
|
| ||
Структура и органы управления образовательной организации | ||
| ||
Документы | ||
| ||
Образование | ||
| ||
Образовательные стандарты | ||
| ||
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав | ||
| ||
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса | ||
| ||
| ||
|
Стипендии и иные виды материальной поддержки |
|
| ||
|
Платные образовательные услуги |
|
| ||
|
Финансово-хозяйственная деятельность |
|
| ||
|
Вакантные места для приема (перевода) |
|
|
Подраздел "Основные сведения"
В данном подразделе должна быть заполнена информация об образовательной организации по следующим пунктам (с использованием названий этих пунктов):
Дата создания образовательной организации.
Учредитель (учредители) образовательной организации в следующем формате:
наименование учредителя;
фамилия, имя, отчество руководителя учредителя образовательной организации;
юридический адрес учредителя;
контактные телефоны учредителя;
адрес сайта учредителя в сети "Интернет";
адрес электронной почты учредителя.
Место нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии) в формате:
почтовый индекс, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, город (поселок, село, деревня), улица (переулок, бульвар), N дома. Режим и график работы.
Контактная информация: телефоны, факс, адреса электронной почты.
Подраздел "Структура и органы управления образовательной организацией"
Структура образовательной организации (наименование):
наименование структурного подразделения;
информация о руководителях структурных подразделений (Ф.И.О., должность, контактный телефон, адрес электронной почты);
местонахождение структурных подразделений в формате: почтовый индекс, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, город (поселок, село, деревня), улица (переулок, бульвар), N дома;
адрес официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
сведения о наличии положения о структурных подразделениях с приложением копии указанного положения (при его наличии);
сведения о наличии положения об органах управления структурными подразделениями с приложением копии указанного положения (при его наличии).
сведения об органах управления образовательной организацией.
Подраздел "Документы"
Перечень обязательной документации, подлежащей размещению в подразделе "Документы":
устав образовательной организации;
лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями); правила приема поступающих;
режим занятий обучающихся;
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации;
правила внутреннего распорядка обучающихся;
правила внутреннего трудового распорядка;
коллективный договор; отчет о результатах самообследования;
документы о порядке оказания платных образовательных услуг; документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования;
отчеты об исполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Все размещенные документы оформляются следующим образом: в документ, формируемый в текстовом редакторе Microsoft Word, вставляются сканированные страницы с подписями и печатями.
Отчет о результатах самообследования формируется согласно приказу Минобрнауки России от 10 декабря 2013 года N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию".
Документы о порядке оказания платных образовательных услуг:
Образец договора об оказании платных образовательных услуг.
Документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования сканируются и сохраняются в формате *.pdf
Подраздел "Образование"
При размещении описания образовательной программы, учебных планов, аннотаций к рабочим программам дисциплин, календарного учебного графика, реализуемых образовательных программ, информации о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам в документ, формируемый в текстовом редакторе Microsoft Word, вставляются сканированные страницы с подписями и печатями.
В подразделе также предоставляется информация о языках, на которых осуществляется образование.
В текстовой форме в подразделе размещается информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (при наличии).
Обращаем Ваше внимание на то, что в указанном подразделе должны быть размещены копии образовательных программ, реализуемых образовательной организацией (основных и дополнительных), в том числе при осуществлении платных образовательных услуг; копии рабочих программ дисциплин (по каждому учебному предмету, внеурочному курсу в составе образовательной программы).
В данном подразделе также необходимо указать информацию о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также сведения об использовании при реализации указанных образовательных
программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Подраздел "Образовательные стандарты"
В данном подразделе приводится перечень ссылок под общим названием "Образовательные стандарты" на копии документов федеральных государственных образовательных стандартов с приложением их копий (при наличии) (документы представляются на сайте в формате *.pdf).
Допускается вместо копий ФГОС размещать в подразделе гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.
Подраздел "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав"
Информацию о руководителе образовательной организации, его заместителях, о руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии) рекомендуется представить в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
N п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
|
|
|
|
|
Информация о персональном составе педагогических работников образовательной организации может быть доступна по ссылке на файл.
Сведения о педагогических работниках образовательной организации рекомендуется структурировать следующим образом (таблица 2)
Таблица 2
Наименование направления подготовки и (или) специальности | |||||||||
N п/п |
Ф.И.О |
Должность |
Преподаваемые дисциплины |
Ученая степень (при наличии) |
Ученое звание (при наличии) |
Направление подготовки и (или) специальности |
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка (при наличии) |
Общий стаж работы |
Стаж работы по специальности |
Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса"
Информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, включая сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, рекомендуется представлять в виде таблиц.
В сведениях о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, нужно обязательно указать, их приспособленность для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 3 - Шаблон представления информации о наличии у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности
N |
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Назначение объекта |
Площадь в м2 |
|
|
|
|
|
Также рекомендуется привести ссылки на документы, подтверждающие наличие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
Таблица 4 - Шаблон представления информации о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий
Наименование объекта |
Адрес |
Оборудованные учебные кабинеты |
Объекты для проведения практических занятий |
||
Количество |
Общая площадь, м2 |
Количество |
Общая площадь, м2 |
Таблица 5 - Шаблон представления информации о наличии библиотек, объектов питания и охраны здоровья обучающихся
Параметр |
Библиотека |
Столовая/Буфет |
Медицинский пункт |
Студенческая поликлиника |
Адрес местонахождения |
|
|
|
|
Площадь |
|
|
|
|
Количество мест |
|
|
|
|
Таблица 6 - Шаблон представления информации о наличии объектов спорта
Вид объекта спорта (спортивного сооружения) |
Адрес местонахождения объекта |
Площадь |
|
|
|
В указанном подразделе также размещается информация о средствах обучения и воспитания (перечень), условиях питания и охраны здоровья обучающихся (описание).
В данном подразделе появился новый информационный блок: информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В вышеуказанном подразделе приводятся ссылки на перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся. В частности, в перечень рекомендуется включить следующие ссылки:
Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/).
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/).
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).
Электронные библиотечные системы и ресурсы (http://www.tih.kubsu.ru/informatsionnie-resursi/elektronnie-resursi-nb.html).
В указанном подразделе обязательно размещается информационный ресурс библиотеки образовательной организации.
В текстовом формате приводится информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Кроме того, приводится ссылка на файл, содержащий перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся в формате *.doc или *.pdf.
Подраздел "Стипендии и иные виды материальной поддержки"
Подраздел заполняется при наличии стипендий и иных видов материальной поддержки.
В данном подразделе также предоставляется информация о трудоустройстве выпускников.
Также необходимо указать информацию о наличии или отсутствии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Подраздел "Платные образовательные услуги"
Данный подраздел должен содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг. Порядок оказания платных образовательных услуг включает документы: образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. При переходе в данный подраздел и выборе соответствующих документов должны по ссылке открываться документы:
образец договора об оказании платных образовательных услуг;
документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
порядок оказания платных образовательных услуг из подраздела "Документы".
Подраздел "Финансово-хозяйственная деятельность"
В данном подразделе целесообразно представить ссылку на информацию, размещаемую на сайте http://bus.gov.ru (для государственных (муниципальных) образовательных организаций) согласно Федеральному закону от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", а также согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта".
В данном подразделе должна быть размещена информация о поступлении и расходовании материальных, финансовых средств. Рекомендуется представлять ее в виде документа формата *.pdf.
Необходимым критерием для проверки полноты информации в данном подразделе является наличие ссылки на утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации планового года. Для просмотра этого документа размещается соответствующая ссылка, при выборе которой открывается документ из подраздела "Документы".
Подраздел "Вакантные места для приема (перевода)"
Предоставляются актуальные данные текущего учебного года.
Кроме обязательной для размещения на официальном сайте образовательной организации информации, допускается размещение на официальном сайте образовательной организации иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации, и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация, обязательная к размещению на официальном сайте образовательной организации согласно Порядку приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года N 32:
количество мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;
наличие свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.
Обращаем особое внимание на факт наличия рекламы на официальных сайтах образовательных организаций. На официальных сайтах образовательных организаций не должна размещаться информация в виде рекламы, по содержанию не совместимая с целями образования, воспитания и обучения.
Обновление информации на официальном сайте образовательной организации осуществляется в соответствии с изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации, изменениями в организационной структуре образовательной организации, локальными нормативными актами.
Согласно постановлению N 582 образовательная организация обновляет сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменений.
Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказу Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" образовательные организации обеспечивают адаптацию официальных сайтов в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).
Информационная открытость является важным условием реализации государственных гарантий получения образования в Российской Федерации. Реализация принципа открытости во всех сферах обеспечивает доступ граждан к информации, затрагивающей их права и обязанности, обеспечивает прозрачность деятельности органов власти и организаций, возможность ответственного выбора. Одним из способов реализации информационной открытости является официальный сайт образовательной организации.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов
Нормативные правовые акты, регулирующие учет, выдачу, хранение и заполнение документов об образовании:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов".
На что следует обратить внимание, изучая данные документы? Аттестаты выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Документы о соответствующем уровне общего образования, образцы которых самостоятельно установлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не подлежат обмену на аттестаты, образцы которых устанавливаются Минобрнауки РФ.
Про заполнение бланков
1. Бланки титула аттестата и приложения к нему (далее вместе - бланки) заполняются на русском языке с помощью печатных устройств электронной вычислительной техники шрифтом Times New Roman черного цвета размера 11 п (если в соответствующих пунктах настоящего Порядка не указано иное) с одинарным межстрочным интервалом, в том числе с использованием компьютерного модуля заполнения аттестатов и приложений к ним.
2. Фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника указываются полностью в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.
3. Наименование организации, выдавшей аттестат, указывается в соответствии с её уставом. Написание установленных сокращенных наименований, а также названий ее места нахождения, допускается только при недостатке выделенного поля.
4. Дата рождения выпускника записывается арабскими цифрами с указанием числа, месяца (прописью в родительном падеже) и года (четырехзначное число арабскими цифрами, слово "года").
5. Итоговые отметки проставляются арабскими цифрами и в скобках - словами. При этом возможно сокращение слова в соответствии с правилами русской орфографии (удовлетворительно - удовл.). Записи "зачтено", "не изучал" не допускаются. На незаполненных строках приложения ставится "Z".
6. Подпись руководителя проставляется чернилами, пастой или тушью черного, синего или фиолетового цветов. Подписи на аттестате и приложении к нему должны быть идентичными. Подписание документов факсимильной подписью не допускается.
7. Заполненные бланки заверяются печатью организации на отведенном для нее месте. Оттиск печати должен быть ясным, четким и легко читаемым.
8. Бланки после их заполнения должны быть тщательно выверены на точность и безошибочность внесенных в них записей. Не допускается подчистки, пропуски строк. Испорченные при заполнении бланки подлежат замене в установленном порядке.
9. Передача приобретенных бланков в другие организации не допускается.
Про итоговые отметки
1. Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс.
2. Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
О семейном образовании
Выпускникам, освоившим основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования, либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, прошедшим экстерном государственную аттестацию и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана. Форма получения образования в аттестатах и приложениях к ним не указывается.
О книге регистрации бланков
1. Листы книги регистрации пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность, с указанием количества листов в ней. Книга регистрации хранится как документ строгой отчетности.
2. Записи в книге регистрации заверяются подписями классного руководителя, руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, и печатью учреждения отдельно по каждому классу.
3. Исправления, допущенные при заполнении книги регистрации, заверяются руководителем и скрепляются печатью организации со ссылкой на номер учетной записи.
Об аттестатах с отличием
1. Аттестат об основном общем образовании с отличием и приложение к нему выдаются выпускникам 9 класса, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (набравшим по сдаваемым учебным предметам минимальное количество первичных баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением, без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации), и имеющим итоговые отметки "отлично" по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне основного общего образования.
2. Аттестат о среднем общем образовании с отличием и приложение к нему выдаются выпускникам 11 (12) класса, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки "отлично" по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации) и набравшим:
не менее 70 баллов на ЕГЭ соответственно по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня;
в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ - 5 баллов по обязательным учебным предметам;
в случае выбора выпускником различных форм прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) - 5 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня, а также не менее 70 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ЕГЭ.
О дубликатах
1. Дубликат аттестата и дубликат приложения к аттестату на основании письменного заявления выдаются в следующих случаях:
- взамен утраченного (поврежденного) аттестата и (или) приложения к аттестату (с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также с приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);
- взамен аттестата и (или) приложения к аттестату, содержащего ошибки, обнаруженные выпускником после его получения (с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату);
- лицу, изменившему свою фамилию (имя, отчество) - (с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества).
2. Решение о выдаче или отказе в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления и оформляется распорядительным актом, копия которого, а также заявление и все основания для выдачи дубликата, хранятся в личном деле выпускника.
3. Дубликаты аттестата и приложения к нему оформляются на бланках аттестата и приложения к нему, применяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на момент подачи.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг
Частью 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что локальные нормативные акты образовательной организации регламентируют прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Согласно статье 53 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" основаниями возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц является распорядительный акт о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. При этом, изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение предшествует заключение договора об образовании.
На основании статьи 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" договор заключается в простой письменной форме между:
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Также пунктом 2 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. Пунктом 5 вышеуказанной статьи установлено, что прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 57 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" при досрочном прекращении образовательных отношений договор по платным образовательным услугам расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании при привлечении добровольных пожертвований образовательной организацией
В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций приказом департамента образования и науки Брянской области от 16 сентября 2013 года N 1956 утвержден Комплекс мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях Брянской области.
Вместе с тем, в адрес департамента образования и науки Брянской области продолжают поступать жалобы о взимании денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в том числе на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие "добровольные пожертвования".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 августа 2015 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "11 августа 1995 года"
Рекомендации по недопущению нарушений законодательства об образовании в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон) вся информация, способная причинить вред здоровью и развитию детей, делится на два вида:
информация, запрещенная для распространения среди детей (часть 2 статьи 5 Закона);
информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет (часть 3 статьи 5 и часть 3 статьи 6 Закона).
Одним из программных средств ограничения обучающихся от информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания, является система контентной фильтрации. Система контентной фильтрации - это программный комплекс, основными задачами которого являются управление доступом обучающихся к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами образования и воспитания, и мониторинг использования Интернет-ресурсов.
Системы контентной фильтрации, используемые в образовательных организациях, должны отвечать следующим требованиям:
обеспечивать беспрепятственный доступ к информации, распространение к которой в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации не ограничивается или не запрещается;
обеспечивать мониторинг использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся;
обеспечивать возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиям эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации, предписаниям контрольно-надзорных органов;
обеспечивать фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, и размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Установка системы программного обеспечения должна производиться на все компьютерное оборудование образовательной организации, имеющее доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Возможны следующие варианты установки:
централизованно на сервер образовательной организации; на каждый компьютер образовательной организации; подключение к фильтрующим DNS; установка утилит к браузерам.
Помимо установки и настройки системы контентной фильтрации в образовательной организации должен реализовываться комплекс мер по обеспечению безопасного доступа обучающихся к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": разработка локальных актов, инструктивных документов и проведение специальных мероприятий.
Документационное обеспечение мер по обеспечению ограничения доступа обучающихся к информации, несовместимой с целями обучения и воспитания, предусматривает наличие в образовательной организации следующих документов:
приказ руководителя образовательной организации о назначении ответственных лиц за контентную фильтрацию и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
должностная инструкция ответственного за систему контентной фильтрации;
инструкция для сотрудников образовательной организации о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
положение о Совете образовательной организации по вопросам регламентации доступа к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
положение о работе контентного фильтра Интернет-ресурсов;
инструкция пользователя по компьютерной безопасности;
правила использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в образовательной организации;
групповая классификация информации, несовместимой с задачами образования и воспитания обучающихся, применяемая в образовательной организации.
В рамках осуществления специальных мероприятий по обеспечению ограничения доступа обучающихся к информации, несовместимой с целями обучения и воспитания, необходимо предусмотреть:
осуществление контроля использования обучающимися ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с помощью программно-технических средств и визуального контроля;
ведение журнала учета работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в электронном или бумажном виде);
профилактические мероприятия (уроки, беседы, конкурсы, и т.д.), затрагивающие вопросы безопасной работы обучающихся и педагогов образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.