Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ касательно вопроса о рамках исполнительного производства при предъявлении в банк непосредственно взыскателями исполнительных документов.
Как следует из вступившей в силу с 1 апреля 2020 года статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), 1 для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" на срок с 6 апреля 2020 года по 6 октября 2020 года установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ на срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении должников, на который он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 30 апреля 2020 года N 2 (далее - Обзор от 30.04.2020) (ответ на вопрос 11), сделан вывод о том, что введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона N 229-ФЗ.
При этом Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20 января 2014 года N АКПИ13-1211 2 (далее - решение от 20.01.2014) было обращено внимание на то, что при предъявлении в банк непосредственно взыскателями исполнительных документов исполнительное производство не возбуждается.
Таким образом, из вывода, сделанного Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.01.2014, следует, что исполнение банком или иной кредитной организацией исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя, осуществляется вне рамок исполнительного производства, а из вывода, содержащегося в Обзоре от 30.04.2020, следует, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве распространяется на случаи предъявления взыскателем исполнительного документа непосредственно в банк, и такой вывод сделан при том, что положения статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ говорят о приостановлении именно исполнительного производства, но не процедур исполнения исполнительных документов вне рамок исполнительного производства.
В связи с этим возникает вопрос о том, относится ли предъявление исполнительных документов в банк непосредственно взыскателями к действиям, осуществляемым в рамках исполнительного производства. Разрешение данного вопроса имеет важное значение, в том числе для определения отношений (включая отношения, касающиеся исполнения банком или иной кредитной организацией требований, содержащихся в исполнительном документе), на которые распространяются нормы главы 6 Закона N 229-ФЗ.
На основании вышеизложенного Ассоциация российских банков просит Верховный Суд Российской Федерации при обобщении судебной практики и подготовке разъяснений по вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства об исполнительном производстве, дать дополнительные разъяснения по вопросу о рамках исполнительного производства при предъявлении в банк непосредственно взыскателями исполнительных документов.
Ассоциация российских банков благодарит Верховный Суд Российской Федерации за эффективное и плодотворное сотрудничество и выражает надежду на дальнейшие доверительные отношения.
Президент |
Г.А. Тосунян |
______________________________
1 Введена Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
2 Исходя из содержания и места статьи 8 (глава 1 "Основные положения") в системе норм Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнение банком или иной кредитной организацией исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя, осуществляется вне рамок исполнительного производства, которое возбуждается, осуществляется и прекращается судебным приставом-исполнителем по правилам главы 5 данного Федерального закона.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 6 июля 2020 г. N А-01/5-301 "Об определении рамок исполнительного производства (в части вопроса о предъявлении исполнительного документа взыскателем)"
Текст письма опубликован не был