Ассоциация российских банков благодарит за оперативный ответ (далее - ответ Минюста России от 15.06.2020) на наше обращение от 14 мая 2020 года N А-01/1Т-225 (далее - запрос АРБ) по вопросу о правомерности в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве отказа банков в приеме к исполнению исполнительных документов по возникшим до введения моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
Как было верно отмечено в ответе Минюста России от 15.06.2020, вопросы, касающиеся исполнения банками полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, в Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) не регламентированы.
Именно отсутствие правового регулирования вопроса об обязанности банков в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по приему полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов по возникшим до введения данного моратория требованиям к должникам, попавшим под мораторий (далее - исполнительные документы под мораторием), и необходимость оперативного разрешения соответствующей проблемы стало причиной обращения Ассоциации в Минюст России, о чем сказано в запросе АРБ.
Ответ Минюста России от 15.06.2020 содержит подробные разъяснения о внесенных в Закон N 229-ФЗ изменениях, предусматривающих приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в случае нахождения должника под мораторием и о невозможности получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в кредитную организацию в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона N 229-ФЗ. Однако вопрос о правомерности в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве отказа банков в приеме к исполнению исполнительных документов под мораторием остался незатронутым.
Как было отмечено в ответе Минюста России от 15.06.2020, его мнение, высказанное в ответах на обращения, не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации или доказательства в суде, Несмотря на это, полагаем, что оценка Минюстом России правомерности отказа банков в приеме к исполнению исполнительных документов под мораторием является очень важной.
Банковское сообщество с большим уважением относится к мнениям Минюста России, в т.ч. как министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов. Позиции Минюста России помогают банкам находить оптимальные пути решения возникающих перед ними проблем правового регулирования банковской деятельности, особенно в ситуациях, требующих быстрого реагирования (в настоящий момент это ситуация пандемии).
Именно оперативное разрешение рассматриваемого вопроса имеет важное практическое значение как для банков, организация работы которых в настоящее время осложнена необходимостью принятия мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) 1, так и для взыскателей, должников и клиентов банков в целом.
Если говорить о неурегулированности данного вопроса на нормативном уровне, то разрешение рассматриваемого вопроса путем инициирования внесения изменений в действующее законодательство не является целесообразным в силу длительности законотворческого процесса и достаточно короткого по сравнению с ним срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве. Поэтому принятие банками решений по тем или иным возникающим проблемам, опираясь на мнения органов государственной власти и иных уполномоченных лиц (далее - уполномоченные органы), даже не имеющие нормативно-правовую силу, помогает минимизировать риск нарушения действующего законодательства, что напрямую способствует укреплению законности и поддержанию правопорядка, на что, помимо прочего, и направлена деятельность уполномоченных органов. Представляется, что в таких нестандартных и сложных условиях, как текущая ситуация борьбы с новой короновирусной инфекцией, является крайне важным активное взаимодействие банковского сообщества с уполномоченными органами и оказание всяческого содействия друг другу для разрешения вопросов, имеющих существенное значение для общества в целом.
На наш взгляд, отказ банков в приеме исполнительных документов под мораторием является правомерным, поскольку в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве они не подлежат исполнению 2. Целесообразности в принятии банками на исполнение исполнительных документов под мораторием до окончания срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве не усматривается, поскольку банки, не имея возможности их исполнить, будут вынуждены нести отдельные расходы, связанные с организацией хранения исполнительных документов под мораторием и контроля за их исполнением по истечении срока действия моратория. К сожалению, впоследствии банки будут вынуждены компенсировать данные расходы за счет увеличения стоимости банковских продуктов, что будет в силу текущей экономической ситуации не очень благоприятным для любой категории их клиентов.
Таким образом, полагаем, что отказ в принятии банками в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве исполнительных документов под мораторием не будет противоречить требованиям действующего законодательства; позволит технически облегчить труд сотрудников банков, работающих в условиях, осложненных борьбой с новой короновирусной инфекцией, и не увеличивать стоимость банковских продуктов; а также исключит риски неисполнения исполнительных документов по окончании срока действия моратория.
В связи с вышеизложенным просим высказать позицию Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу о возможности применения мер ответственности к кредитным организациям за отказ в принятии банками в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется данный мораторий.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством юстиции Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
______________________________
1 Осложнения в том числе связаны с ограниченной численностью персонала банков (необходимость соблюдения режима самоизоляции, карантина и временная нетрудоспособность, вызванные заболеванием COVID-19) и ограниченными техническими возможностями дистанционной работы, осуществляемой сотрудниками банков на дому.
2Статья 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 июня 2020 г. N А-01/5-293 "О применении моратория на возбуждение дел о банкротстве (в части отказа в приеме исполнительных документов)"
Текст письма опубликован не был