Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2020 г. N 88-КГ20-2-К8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2020 г. кассационную жалобу начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 Соболевской Ирины Александровны на решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 сентября 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г.
по делу N 2-1726/2019 Советского районного суда г. Томска по иску прокурора г. Томска в интересах Колесника Валерия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 по доверенности Ростовской Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор г. Томска в интересах Колесника Валерия Васильевича в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился 30 апреля 2019 г. в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (в настоящее время переименовано в Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1) (далее также - УПФР в г. Томске Томской области, пенсионный орган) о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной денежной выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
В обоснование исковых требований прокурор г. Томска ссылался на то, что прокуратурой г. Томска проведена проверка по доводам Колесника Валерия Васильевича, ... года рождения, о неправомерном отказе УПФР в г. Томске Томской области в осуществлении ему единовременной выплаты в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
В ходе проведения проверки прокуратурой г. Томска установлено, что Колесник В.В. при прохождении военной службы в войсковой части 35236 в составе 199 мотострелкового полка в период с 2 по 15 марта 1969 г. принимал участие в боевых действиях по защите Отечества в районе острова Даманского, что подтверждается справкой военного комиссариата Томской области.
27 декабря 1997 г. военным комиссариатом Ленинского района г. Томска Колеснику В.В. выдано удостоверение участника войны, дающее право на получение льгот и преимуществ, установленных законодательством для участников Великой Отечественной войны.
В связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В феврале 2019 г. Колесник В.В. обратился в УПФР в г. Томске Томской области с заявлением об осуществлении ему единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Письмом УПФР в г. Томске Томской области от 20 марта 2019 г. Колеснику В.В. сообщено об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 ввиду того, что боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 г. не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
По мнению прокурора г. Томска, отказ УПФР в г. Томске Томской области в выплате Колеснику В.В. денежной суммы по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 является незаконным, поскольку к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны согласно нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участите в иных боевых действиях по защите Отечества, а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 не содержит положений об ограничении круга лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты.
По приведённым основаниям прокурор г. Томска с учётом уточнённых исковых требований просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Томске Томской области, изложенное в ответе от 20 марта 2019 г., об отказе Колеснику В.В. в осуществлении единовременной выплаты в связи 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"; возложить на УПФР в г. Томске Томской области обязанность произвести Колеснику В.В. единовременную денежную выплату в размере 10 000 руб. по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Представитель ответчика УПФР в г. Томске Томской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица по делу Управления Федерального казначейства по Томской области полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Решением Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2019 г. исковые требования прокурора г. Томска в интересах Колесника В.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Томске Томской области, изложенное в ответе от 20 марта 2019 г. N К-15 5/8099, об отказе в единовременной выплате Колеснику В.В. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", возложил на УПФР в г. Томске Томской области обязанность произвести единовременную выплату в размере 10 000 руб. в пользу Колесника В.В. на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 сентября 2019 г. оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 Соболевской И.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 11 марта 2020 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 5 июня 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Томской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё исполняющего обязанности прокурора г. Томска, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Колесник В.В., ... года рождения, является участником боевых действий в районе острова Даманский в период со 2 марта 1969 г. по 15 марта 1969 г. в составе 199 мотострелкового полка (войсковая часть 35236).
В 1985 году военным комиссариатом Ленинского района г. Томска Колеснику В.В. выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны.
27 декабря 1997 г. военным комиссариатом Ленинского района г. Томска Колеснику В.В. выдан дубликат удостоверения участника войны, дающего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Колесник В.В., полагавший, что имеет право на данную выплату, обратился в УПФР в г. Томске Томской области с заявлением по вопросу выплаты ему денежной суммы, установленной названным Указом Президента Российской Федерации.
Письмом УПФР в г. Томске Томской области от 13 ноября 2018 г. Колеснику В.В. сообщено об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 со ссылкой на то, что боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 г. не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В письме указано, что право на получение единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 имеют граждане, относящиеся к инвалидам Великой Отечественной войны, а также к её участникам из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", которые при этом имели непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим (произошедшим) в период Великой Отечественной войны (период по 1945 год включительно).
Не согласившись с отказом пенсионного органа в осуществлении единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Колесник В.В. обратился в прокуратуру г. Томска с заявлением о принятии мер по защите его права на осуществление единовременной выплаты.
По обращению Колесника В.В. и других граждан прокуратурой г. Томска проведена проверка соблюдения Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области действующего законодательства при исполнении Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
По результатам проверки 9 января 2019 г. заместителем прокурора г. Томска в адрес управляющего пенсионного органа вынесено представление об устранении нарушений законодательства о ветеранах со ссылкой на то, что Колесник В.В. как участник боевой операции по защите Отечества в районе острова Даманского имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", на которых распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
24 января 2019 г. исполняющим обязанности управляющего пенсионного органа был дан ответ на представление прокуратуры г. Томска об устранении нарушений законодательства о ветеранах и сообщено о том, что в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях в иных государствах, которые происходили после окончания Великой Отечественной войны (после 1945 года). Поскольку боевые действия в районе острова Даманского происходили в марте 1969 года, то есть после окончания Великой Отечественной войны, Колесник В.В., который является участником данных боевых действий, не имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195. При этом пенсионный орган в ответе сослался на разъяснения по данному вопросу, направленные Пенсионным фондом Российской Федерации в адрес территориальных органов.
27 февраля 2019 г. Колесник В.В. повторно обратился в УПФР в г. Томске Томской области с заявлением, в котором просил произвести ему единовременную выплату в размере 10 000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Письмом УПФР в г. Томске Томской области от 20 марта 2019 г. Колеснику В.В. сообщено об отсутствии у него права на единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, поскольку боевые действия в районе острова Даманского в марте 1969 года, участником которых он являлся, не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
22 апреля 2019 г. Колесник В.В. обратился в прокуратуру г. Томска с заявлением о защите его нарушенного права в связи с отказом пенсионного органа в осуществлении единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Прокурор г. Томска в интересах Колесника В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к УПФР в г. Томске Томской области о признании незаконным решения от 20 марта 2019 г. об отказе Колеснику В.В. в осуществлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, возложении на ответчика обязанности произвести Колеснику В.В. единовременную выплату в размере 10 000 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Томска в интересах Колесника В.В. о признании незаконным отказа УПФР в г. Томске Томской области в осуществлении ему единовременной денежной выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", на Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащийся в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, предоставляя таким гражданам единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объём мер социальной поддержки.
Установив, что Колесник В.В. как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г. имеет статус ветерана - участника Великой Отечественной войны ввиду отнесения его законом к категории лиц, предусмотренной подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на такую единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, суд пришёл к выводу о том, что Колесник В.В. имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объём и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определённой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Статьёй 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённые орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Колесник В.В. имеет удостоверение участника войны, дающего право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны. С 2010 года Колеснику В.В. пенсионным органом осуществляется ежемесячная денежная выплата по категории "участник Великой Отечественной войны" на основании Федерального закона "О ветеранах" и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение по Указу Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа УПФР в г. Томске Томской области в осуществлении Колеснику В.В. единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", прокурор г. Томска в исковом заявлении ссылался на то, что Колесник В.В. как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 г. отнесён к категории военнослужащих, поименованных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены в том числе боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 г.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 г., не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе её статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195) постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195).
Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 мая 2018 г. N 561 "Об утверждении правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (далее также - Правила осуществления единовременной выплаты). Этими правилами определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2018 год.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Колесника В.В. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 г. не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что право Колесника В.В. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной выплаты за счёт средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении требований прокурора г. Томска в интересах Колесника В.В. о признании незаконным отказа УПФР в г. Томске Томской области в осуществлении Колеснику В.В. единовременной денежной выплаты ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и возложении обязанности произвести единовременную выплату в размере 10 000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе представителя УПФР в г. Томске Томской области законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 379 6 и частей 1, 2 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 сентября 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 39014 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 28 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24 сентября 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2019 г. по делу N 2-1726/2019 Советского районного суда г. Томска отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2020 г. N 88-КГ20-2-К8
Текст определения опубликован не был