Решение Самарского областного суда от 2 июня 2020 г. N 3а-851/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-851/2020 по административному исковому заявлению О.Л.Л. и З.А.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора С.А.В., представителя административных истцов М.Э.Э., установил:
О.Л.Л., З.А.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее им на праве собственности нежилое помещение, которое 26.12.2017 г. переведено в жилое, с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено в жилом доме и не отвечает признакам административных, офисных, торговых объектов либо объектов общественного питания или бытового обслуживания. В период 2018 года помещение не использовалось, а в 2019-2020 г.г. использовалось для проживания. Полагают, что включение помещения в Перечни нарушает их права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018-2020 г.г. в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административных истцов М.Э.Э., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях административный ответчик просит отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что принадлежащее административным истцам помещение включено в Перечни на 2018-2020 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку нежилые помещения в жилых домах используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Осмотр объекта, проведенный 14.01.2020 г. показал, что более 20% от общей площади спорного объекта фактически используется под офисы, что указывает на правомерное нахождение помещения в Перечнях на основании п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, заключение прокурора С.А.В., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 1, 2 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир установлена в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608, от 07.10.2019 г. N 2201 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2020 г.г., соответственно.
Оспариваемые приказы приняты в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "законодательные инициативы раздела "законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.; Перечень на 2019 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru. информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "законодательные инициативы" раздела "законодательство" 16.11.2018 г., а также в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018; Перечень на 2020 год - на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) 23.10.2019 г.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В оспариваемые Перечни на 2018-2020 г.г. под пунктами N, N, N, соответственно, включен объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 96, 5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Из материалов дела следует, что собственниками указанного объекта недвижимости являются О.Л.Л., З.А.Н. (по ? доле), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 13.02.2020 г.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), предназначения и фактического использования помещений.
По сведениям ЕГРН от 25.10.2017 г. объект капитального строительства с кадастровым номером N на момент издания приказа от 18.10.2017 г. N 1647 имел наименование и назначение: "нежилое помещение".
Согласно технической документации - техническому паспорту на нежилое помещение от 23.06.2009 г., оно включает части назначением лоджии, кабинеты, помещение, туалеты, коридор, что подтверждено сведениями в разделе "экспликация".
При этом, назначение помещения "кабинет" не тождественно офису.
В соответствии с распоряжением администрации Кировского района г. Самары от 26.12.2017 г. N N на основании обращения собственников указанное нежилое помещение переведено в жилое.
Как видно из выписок из ЕГРН от 06.02.2018 г., 13.02.2020 г. помещение имеет наименование и назначение "жилое помещение".
Согласно техническому паспорту на жилое помещение (квартиру) от 03.03.2020 г., оно включает части назначением "жилая, сан.узел, коридор, кухня, лоджия".
Из материалов дела также следует, что спорное помещение расположено на 11 этаже здания с кадастровым номером N назначением и наименованием: "многоквартирный дом", год завершения строительства 2002, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.03.2020 г., г.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", о чем представлена выписка из ЕГРН от 05.03.2020 г.
Согласно позиции административного ответчика, принадлежащее административному истцу помещение включено в Перечни объектов на 2018-2020 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
Между тем, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
К таким видам недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ относятся нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, включение в оспариваемые Перечни на 2019 и 2020 г.г. объекта недвижимости, имеющего по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) назначение и наименование "жилое помещение" противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ.
В связи с этим ссылки министерства имущественных отношений на акт осмотра жилого помещения от 14.01.2020 г., в котором 83, 9 кв. м общей площади отнесены к офисам, суд считает необоснованными.
Наименование и назначение объекта капитального строительства с кадастровым номером N по сведениям ЕГРН до перевода его в жилое - "нежилое помещение", назначение и наименование здания в котором оно расположено "многоквартирный дом", как и вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" также не предполагают размещение в помещение офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
В связи с этим, для включения объекта в Перечень на 2018 год требовалось проведение проверки его фактического использования. Однако, таких мероприятий министерством имущественных отношений не проводилось.
На основании ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств, подтверждающих соответствие оспариваемой части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения объекта капитального строительства с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2020 г.г. и полагает, что нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608, от 07.10.2019 г. N 2201 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней на 2018 и 2019 годы, нормативные правовые акты в оспариваемой части затрагивают права и законные интересы административных истцов, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные О.Л.Л. и З.А.Н. требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. N 50, в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Таким образом, с административного ответчика в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины, в связи с подачей административного иска в суд, в размере 900 рублей, отвечающем требованиям ст. 333.19 НК РФ, и подтвержденные чеками-ордерами ПАО "С." от 11.02.2020 г., 10.03.2020 г., по 450 рублей в пользу каждого.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск О.Л.Л. и З.А.Н. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 в части включения в него под пунктом N N жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины в пользу О.Л.Л. 450 рублей, в пользу З.А.Н. 450 рублей.
Сообщение о решение суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.06.2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 июня 2020 г. N 3а-851/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании