Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2019 г. N 3а-1999/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2377/2019 по административному исковому заявлению К.Н.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти, с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца З.А.Д., представителя административного ответчика М.Ф.Р., установил:
К.Н.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647,
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое расположено в подвале жилого дома и не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ. Считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими ее права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, поскольку помещение не является офисным, торговым и не предназначено для размещения объектов бытового обслуживания или общественного питания; было предоставлено в аренду под склад. Включение нежилого помещения в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, чем нарушаются права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности З.А.Д. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое помещение включено в Перечни на 2017-2018 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в соответствии с данными, полученными из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия, как объект, который предназначен для использования в коммерческих целях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей, что требования Кузьминой Н.В. подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 Налогового кодекса"Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.
Оспариваемые приказы приняты в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017 и 2018 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 166, 4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Из материалов дела видно, что собственником нежилого помещения с 02.03.2016 г. является К.Н.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 16.10.2019 г.
ДД.ММ.ГГГГ г. К.Н.В. обратилась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования помещения.
ДД.ММ.ГГГГ г. по поручению министерства уполномоченной организацией Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы" проведен осмотр объекта недвижимости на предмет проверки его фактического использования.
В ответе на обращение от 18.12.2018 г. административный ответчик сообщил о принятии решения об определении вида фактического использования нежилого помещения, как объекта более 20% от общей площади которого используется под офисное помещение продажи и склад реализуемой продукции и об отказе в исключении его из Перечня на 2018 г.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни на 2017 и 2018 г.г. на основании полученных из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) в порядке информационного взаимодействия сведений, согласно п.п. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 166, 4 кв. м, имеет назначение и наименование "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - техническому паспорту на нежилое помещение литер А (часть здания) от 08.02.2007 г., подготовленному МУП "И.", оно имеет назначение "складское" и включает части назначением: "склады", "хол. кладовая", "маш.отд.", "коридоры", что подтверждено сведениями в разделе "экспликация к плану строения".
Установлено также, что нежилое помещение расположено на (-1) этаже здания с кадастровым номером N, имеющем назначение и наименование: "жилой дом", год завершения строительства 1959, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.10.2019 г.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями", о чем представлена выписка из ЕГРН от 16.10.2019 г.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения в Перечни на 2017-2018 г.г. требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, таких мероприятий на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.
Согласно акту осмотра ГБУ СО "Ц." от 18.12.2018 г., фактическое использование помещений, площадью 140, 9 кв. м (84%), определено как склады, иных помещений - как комната отдыха, комната приема пищи, коридоры, тамбуры, лестницы, сан. узел, душевая.
Материалами дела подтверждается, что в спорные налоговые периоды 2017-2018 г.г. указанное выше помещение было передано собственником в аренду ИП К.Д.В. по договорам от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из договоров аренды (п. 1.5), помещение предоставлено для использования в коммерческой деятельности. Вместе с тем, согласно приложениям N 2 к договорам аренды, основная часть помещений предоставлена под размещение складов. Под кабинет, фактически представляющий собой офис ИП К.Д.В., согласно заключению кадастрового инженера N 09-18/2019 от 15.05.2019 г., используется помещение, площадью 17, 6 кв. м, что существенно меньше 20% от общей площади нежилого помещения.
Доводы административного истца о том, что нежилое помещение фактически используется индивидуальным предпринимателем К.Д.В. в целях хранения и ремонта оборудования - платежных терминалов, административным ответчиком не опровергнуты. В числе видов деятельности ИП К.Д.В., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.06.2019 г., значится деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
Доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого помещения используются в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, как офисные, под размещение объекта торговли, общественного питания либо бытового обслуживания, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение не соответствует критериям объектов недвижимости, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018 г.г.), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск К.Н.В удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.12.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2019 г. N 3а-1999/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании