Решение Самарского областного суда от 30 декабря 2019 г. N 3а-2045/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2045/2019 по административному исковому заявлению Б.Д.В. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с участием прокурора С.Ю.С., административного истца - Б.Д.В., установил:
Б.Д.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является квартирой в жилом доме и не отвечает признакам административных, офисных, торговых объектов либо объектов общественного питания или бытового обслуживания, в спорные налоговые периоды фактически использовалось для проживания. Полагает, что включение жилого помещения в Перечни нарушает её права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2018-2019 г.г. в завышенном размере.
В судебном заседании административный истец Б.Д.В., поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Пояснила также, что разрешение на перевод жилого помещения в нежилое было ею получено только в мае 2019 г., в ноябре 2019 г. выполнены реконструкция и ремонт, в связи с чем объект не мог быть включен в Перечни на 2018 и 2019 гг.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика М.Ф.Р., действующий на основании доверенности, пояснил, что принадлежащее административному истцу помещение включено в Перечни на 2018 и 2019 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как помещение в жилом доме, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Центр размещения рекламы" (далее также ГБУ СО "ЦРР) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора С.Ю.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 1, 2 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- жилых домов, частей жилых домов, квартир установлена в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, от 29 октября 2018 года N 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 и 2019 г.г., соответственно.
Оспариваемые приказы приняты в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок: Перечень на 2018 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "законодательные инициативы раздела "законодательство" в день его принятия, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 г.; Перечень на 2019 год - на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru. информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "законодательные инициативы" раздела "законодательство" 16.11.2018 г., а также в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В оспариваемые Перечни на 2018 и 2019 г.г. включен объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 37, 9 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником указанного объекта недвижимости является Борисова Д.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 02.05.2017 г., 12.11.2019 г.
По сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет наименование и назначение: "жилое помещение", вид - "квартира".
Согласно технической документации - техническому паспорту на жилое помещение (квартиру) от 06.09.2017 г., оно включает части назначением коридор, кухня, санузел, жилая, что подтверждено сведениями в разделе "экспликация".
Жилое помещение расположено на 1 этаже здания с кадастровым номером N назначением: "многоквартирный дом", год завершения строительства 2015, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.11.2019 г.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N, N с видом разрешенного использования "под будущее городское строительство", о чем представлены выписки из ЕГРН от 12.11.2019 г., 25.12.2019 г.
Согласно позиции административного ответчика, принадлежащее административному истцу помещение включено в Перечни объектов на 2018 и 2019 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Между тем, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
К таким видам недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ относятся нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, включение в оспариваемые Перечни объекта недвижимости, имеющего по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) назначение и наименование "жилое помещение" противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ.
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией ГБУ СО "Ц." был проведен осмотр спорного объекта недвижимости на предмет проверки его фактического использования.
Как следует из акта осмотра от 16.12.2019 г., фактическое использование объекта с кадастровым номером N определено следующим образом: помещение, площадью 11, 4 кв. м - офис; помещение, площадью 16, 2 кв. м - централизованное приемное помещение; помещение, площадью 2, 4 кв. м - сан.узел; помещения, площадью 8 кв. м - коридор, тамбур. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ, получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. Из приложенных к акту фотоматериалов видно, что в помещение организован отдельный вход с улицы, над входом размещена вывеска "А.".
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что перевод квартиры N 3, площадью 37, 9 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> из жилого помещения в нежилое в целях использования в качестве торгово-офисного помещения, имел место на основании постановления администрации Красноглинского внутригородского района г. Самары N 233 от 15.05.2019 г.
Сведения об изменении назначения и наименования помещения в ЕГРН до настоящего времени не внесены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения жилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2019 г.г. и полагает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечня на 2018 г., оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные Б.Д.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Б.Д.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, ул. Мира, д. , кв. ;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N жилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, ул. Мира, д. , кв. .
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.01.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 декабря 2019 г. N 3а-2045/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании