Решение Самарского областного суда от 14 января 2020 г. N 3а-5/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5/2020 по административному иску Е.А.И. об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 07 февраля 2012 года N 181, с участием прокурора В.С.Ш., представителя административного истца П.Н.А., представителя административного ответчика К.П.А., установил:
Е.А.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующим уточнением, в котором просил признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года N 181 в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка, под нежилым зданием площадью 691,5 кв. м., с кадастровым номером N, нежилым зданием, площадью 25,6 кв. м., с кадастровым номером N, фактической площадью 1 302 кв. м., с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО "С." от 27 августа 2019 года.
Свои требования мотивировал тем, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 691,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 25,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. указанные нежилые здания расположены на земельном участке, фактической площадью 1 302 кв. м. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок.
В судебном заседании представитель Е.А.И. по доверенности от 15 февраля 2017 года N N П.Н.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, указав, что на основании договора купли-продажи от 29 декабря 1992 года административным истцом были приобретены два вышеуказанных нежилых здания с земельным участком 1812 кв. м. Земельный участок площадью 1,65 га на праве постоянного пользования принадлежал продавцу ТОО "М.", был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный, без определения его границ. В настоящее время площадь земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими на праве собственности Е.А.И., составляет 1 302 кв. м., права на земельный участок административный истец не имеет возможности оформить, в связи с наличием красных линий, проходящих по земельному участку, в том числе на земельном участке, расположенном под зданием.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности от 05 марта 2019 года N N К.П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отобраны на схеме N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539. Решением Думы г.о.Самара N 181 красные линии были перенесены на схему N 5 "Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры". Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось. Учитывая, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке не утверждены, данный земельный участок не может считаться сформированным и не существует как объект гражданских прав. Документов, подтверждающих право владения или пользования Е.А.И. на земельный участок, истцом не представлены. Право постоянного пользования либо владения на спорный земельный участок у Е.А.И. не возникло, в связи с чем, права и законные интересы истца не могут быть нарушены.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований и указал, что при разработке проектных решений Генерального плана городского округа Самара использовалась следующая документация: "Схема магистралей городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1986 году, "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, испрашиваемый административным истцом участок площадью 1 302 кв. м., на котором расположены здания, частично относится к территории общего пользования, поскольку расположен в границах красных линий. Красные линии отражены нормативно в приложении N 5 Генерального плана. Установление на спорном земельном участке красных линий обозначают границы фактически существующей улицы. Земельный участок под нежилыми зданиями административного истца не образован в соответствии с требованиями законодательства, административному истцу не принадлежит. Нежилые здания поставлены на кадастровый учет 16 января 2014 года и 17 января 2014 года, то есть после утверждения Генерального плана г.о.Самара, а земельный участок не существует как объект гражданских прав, указанные объекты не могли быть учтены при принятии уполномоченным органом местного самоуправления оспариваемого нормативно-правового акта.
Представители Администрации г.о. Самары, ФФГУП "Ф." по Самарской области, ТОО "М.", Глава г.о. Самары привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменные отзывы не представили.
Представитель ФФГУП "Ф." по Самарской области просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 1992 года между ТОО "М." (продавец) и Е.А.И. (покупатель) был заключен договор купли-продажи N 39, согласно которому покупатель купил производственную базу с земельным участком 1812 кв. м., на котором расположены строения, общей площадью 664,50 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1,65 га, расположенный по адресу: <адрес>, на основании решения Железнодорожного райисполкома г. Куйбышева от 08 сентября 1990 года N 184 на праве постоянного пользования принадлежал ТОО "М.", что подтверждается свидетельством о праве от 15 декабря 1992 года N N, кадастровой выпиской о земельном участке от 10 сентября 2015 года N N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 27 июня 2008 года, вступившем в законную силу, и определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 10 октября 2014 года, вступившем в законную силу, были сохранены в перепланированном состоянии нежилое помещение литера 1 (производственное здание) и нежилое помещение литера 2 (проходная), расположенные по адресу: <адрес>, и признано за Е.А.И. право собственности на указанные объекты недвижимости.
На основании судебных актов было зарегистрировано на имя Е.А.И. право собственности на нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое здание с кадастровым номером N, что подтверждается свидетельствами о регистрации права от 27 ноября 2014 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05 сентября 2019 года.
Согласно распоряжению Департамента управления имуществом г.о.Самара от 31 января 2017 года N 202, Е.А.И. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 1 302,00 кв. м., занимаемого нежилыми зданиями, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала N N. Основанием для отказа является подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 июня 2017 года административный иск Е.А.И. о признании незаконным распоряжения и обязании совершить действия был удовлетворен, распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 31 января 2017 года N 202 было признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 августа 2017 года решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 июня 2017 года было отменено, постановлен новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Е.А.И. требований было отказано.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка, площадью 1 302 кв. м., находящегося по адресу: <адрес>, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу, расположена в границах красных линий Речного переулка. Указанное также подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным 27 августа 2019 года ООО "С.".
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7 379 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образования городскому округу Самара. Его границы определены распоряжением Департамента от 22 февраля 2013 года N 118, земельный участок поставлен на кадастровый учет 06 марта 2013 года.
Из сообщения ФФГУП "Ф." по Самарской области от 26 декабря 2019 года следует, что в тестовом внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, площадью 1302 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с представленным каталогом координат, пересечение границ указанного земельного участка с границами смежных земельных участков не выявлено.
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административного ответчика о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плата г. Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01 июня 1987 года N 226 и потом переносились без изменений в схемы, факт постановки на кадастровый учет нежилых зданий позже утверждения красных линий, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах спорного земельного участка, площадью 1 302 кв. м., отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО "С." от 27 августа 2019 года.
Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что указанный земельный участок не являются объектом гражданских прав и оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права административного истца, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Рассматриваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, однако его образование вытекает из земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 16 500 кв. м., право постоянного пользования которым принадлежало продавцу ТОО "М.".
Е.А.И. является собственником двух нежилых зданий, расположенных на земельном участке, общей площадью 1 302 кв. м., и в соответствии со ст. 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. Однако наличие красных линий в границах земельного участка, проходящих по земельному участку, в том числе под нежилым зданием, создает административному истцу препятствия в оформлении прав на земельный участок.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Е.А.И. об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года N 181 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 1 302 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО "С." от 27 августа 2019 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Самарская Газета" в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 23 января 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 января 2020 г. N 3а-5/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании