Решение Самарского областного суда от 19 февраля 2020 г. N 3а-603/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-603/2020 по административному исковому заявлению К.А.В. об оспаривании нормативного правового акта в части, с участием прокурора У.Т.А. представителя К.А.В. по доверенности Р.В.П., установил:
К.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим со дня принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в техническом паспорте содержатся сведения о том, что в указанном нежилом помещении располагаются кабинеты и вспомогательные помещения (коридоры, санузлы, тамбуры, подсобные помещения и лестничные клетки), часть помещений сдается в аренду ООО "Д." для оказания медицинских услуг, часть - Автономной некоммерческой организации "С.", которая из-за отсутствия лицензии деятельность в указанных помещениях не ведет. Кабинеты используются сотрудниками и самим административным истцом. Осмотр помещения произведен после утверждения оспариваемого нормативного правового акта. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности Р.В.П. поддержал заявленные уточненные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень на 2016 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт N указанного Перечня.
Приказ министерства от 30 ноября 2015 года N 3033 опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К.А.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 433,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости данное нежилое помещение имеет назначение и наименование-нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта в указанном помещении площадью 433,9 кв. м расположены кабинеты, коридоры, тамбуры, лестничные клетки, санузлы, подсобное помещение, холл.
При этом, термин "кабинет" не тождественен термину офис, остальные помещения в объектах недвижимости не подразумевают их предназначение в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Указанное нежилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером N.
Сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Министерство имущественных отношений Самарской области не усмотрело оснований для исключения из Перечня объекта недвижимости с кадастровым номером N, поскольку по результатам его осмотра объекта, проведенного 26 августа 2019 года государственным учреждением Самарской области "Центр размещения рекламы", установлено использование более 20% общей площади нежилого помещения под объект бытового обслуживания (косметологические кабинеты).
Между тем, акт осмотра от 26 августа 2019 года не может быть принят судом во внимание, поскольку осмотр фактического использования объекта недвижимости произведен после утверждения оспариваемого нормативного правового акта, а на момент принятия оспариваемого нормативного акта мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения министерством не проводились.
Как следует из пояснений представителя административного истца, часть помещений в нежилом помещении с кадастровым номером N в 2016 году использовалась самим Кондрашовым А.В., часть - арендатором обществом с ограниченной ответственностью "Д.", часть помещений не использовалась вовсе.
К.А.В. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является деятельность в области здравоохранения.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Д." является общая врачебная практика.
Косметологические услуги, оказываемые в нежилом помещении обществом с ограниченной ответственностью "Д.", согласно представленной лицензии относятся к медицинской деятельности.
Суду представлен договор безвозмездного пользования, заключенный 11 января 2016 года К.А.В. с АНО "С." для осуществления медицинской деятельности.
Основным видом деятельности АНО "С." является деятельность физкультурно-оздоровительная.
Однако, как следует из пояснений представителя административного истца, АНО "Стройная нация" не оформила лицензию на осуществление медицинской деятельности, в связи с этим помещения по договору безвозмездного пользования ею не использовались. Подтверждением этому является отчет о деятельности некоммерческой организации за 2016 год, в котором указано, что деятельность не велась.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что проверка фактического использования нежилого помещения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не производилась, а также принимая во внимание, что в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения с кадастровым номером N не соответствует критериям включения в Перечень, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2016 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования К.А.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 19 февраля 2020 г. N 3а-603/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании