Решение Самарского областного суда от 10 февраля 2020 г. N 3а-326/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-326/2020 по административному исковому заявлению Акционерного общества "С." к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, с участием прокурора С.А.В., представителя административного истца М.П.Н., установил:
Акционерное общество "Самарский электромеханический завод" обратилось в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативного правового акта, просило суд признать недействующим пункты N и N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608, в части включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня их принятия, взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
В обоснование требований указало, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости. Данные нежилые здания не подпадают под критерии, установленные ст. 378.2 НК РФ, поскольку не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, и в них не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Имущественный комплекс, принадлежащий административному истцу, по адресу: <адрес>, имеет 20 нежилых зданий и сооружений. При этом имущественный комплекс расположен таким образом, что схематично образует "треугольник" из нежилых зданий. Часть зданий образуют один общий объект, а некоторые здания стоят отдельно и соединены ограждениями (заборами), то есть проход на внутреннюю территорию АО "С." извне невозможен. Наличие особого режима на территории и расположение здание свидетельствует о невозможности предоставления услуг неограниченному кругу лиц. Включение нежилых зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу.
Представитель административного истца по доверенности от 09.01.2019 года N N М.П.Н. в судебном заседании административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, письменный отзыв на административный иск не представил.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области 28.10.2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 г. N 1608
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 года N 1608 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 16.11.2018 года, в газете "Волжская коммуна", N 308 (30543) от 20.11.2018 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом N включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1 367,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
Подпунктом N включен объект недвижимости - нежилое здание (Гальвано-механические участки) с кадастровым номером N, общей площадью 7 916,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанные нежилые здания на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод", утвержденного руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области ФИО1 07.09.2011 года, принадлежит на праве собственности АО "С.", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.04.2012 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.01.2020 года.
Оценивая обоснованность включения зданий, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: нежилое здание, назначение: нежилое здание.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, здание имеет наименование: нежилое здание (Гальвано-механические участки), назначение: нежилое здание.
Указанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 17 298 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: фактически занимаемой площадкой N 2, принадлежащем на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 30.01.2020 года, свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2012 года.
В соответствии с техническим паспортом, нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1 367,7 кв. м., состоит из 3 этажей и включает в себя: 1 этаж: лестничная клетка, основные, коридоры, подсобные, склады, лестничная клетка, сан.узлы; 2 этаж: лестничные клетки, коридоры, основные, сан.узел, подсобные; 3 этаж: лестничные клетки, коридоры, основные, подсобное.
В соответствии с техническим паспортом, нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 7 916,9 кв. м., состоит из 4 этажей и включает в себя: 1 этаж: проезд, лестничные клетки, коридоры, холлы, душевая, кладовая, сан.узелы, преддушевая, комната деталей, трансформаторные подстанции, кладовая, электрощитовая, склад, бытовые помещения, производственные помещения, гальванический цех, склады, мастерские, административное помещение, административные кабинеты, бойлерная, комната обслуживания вент.камер, входная площадки, вент.камеры; 2 этаж: мастерские, лестничные клетки, склады, сан.узлы, коридоры, кладовая, производственный цех, вент.камеры, умывальная, 3 этаж: мастерские, лестничная клетка, кладовые, сан.узлы, производственный цех, вент.камеры, умывальные, 4 этаж: участок УСПО, лестничные клетки, кладовая масел, сан.узел, кладовые, мастерские, архив, производственный цех, коридор, гардероб, материальная кладовая, инструментальные кладовые, склад, вент.камеры, умывальная, коридор, склад стружки, холлы, бытовое помещение, техн.этаж: техническое помещение, лестные клетки, лифтовые.
Согласно акту осмотра от 17.10.2019 года, выполненному ГБУ СО "Ц.", в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, доступ в здание не предоставлен. Фактическое использование объекта, а также возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует.
Согласно акту осмотра от 17.10.2019 года, выполненному ГБУ СО "Ц.", в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, доступ в здание не предоставлен. Фактическое использование объекта, а также возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует.
Административный истец обращался в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования вышеуказанных объектов недвижимости.
Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило об отсутствии оснований для исключения из Перечня объектов недвижимости, поскольку установить вид фактического использования нежилых зданий не представляется возможным, в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра объектов недвижимости.
Отсутствие свободного доступа к зданиям неограниченного круга лиц подтверждается фотографиями, представленными административным истцом.
На территории АО "Самарский электромеханический завод" осуществляется охрана на основании договора оказания услуг по защите охраняемых объектов ОАО "С." ведомственной охраной Государственной корпорации "Ростехнологии" от 18.09.2012 года N N.
01.01.2015 года между ФГКУ "У." и ОАО "С." заключен договор на охранные услуги КЭВП N N, согласно которому оказываются услуги по централизованной охране путем прием на пульт централизованной охраны и реагирования нарядами полиции на тревожные сообщения, поступающие с объекта заказчика.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16.12.2019 года, основной вид деятельности АО "С." - производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры.
Административному истцу выдана лицензия на проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну особой важности.
Таким образом, сведения о нежилых зданиях, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, однозначно не предусматривают размещение в спорных нежилых зданиях административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, не предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилые здания находятся на огороженной, охраняемой территории, используются как производственные здания в целях осуществления уставных видов деятельности административного истца. В аренду третьим лицам не сдаются.
Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Доказательств фактического использования нежилых зданий в целях размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), помещений в них, объектов, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, не представлено.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и технические характеристики нежилых зданий, вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра фактического использования зданий на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у АО "С." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При подаче административного иска в суд, административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 17.12.2019 года N 2870.
В связи с удовлетворением административного иска, суд полагает возможным возместить АО " "С." расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Акционерного общества "Самарский электромеханический завод" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года N 1608 удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608, в части включения в него
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером, N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Акционерного общества "Самарский электромеханический завод" в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.02.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 февраля 2020 г. N 3а-326/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании