Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Э.М. Мустафиной, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина М.Д. Шамсутдинова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин М.Д. Шамсутдинов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Согласно оспариваемой норме кандидаты на должность Президента Республики Татарстан выдвигаются политическими партиями.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданин М.Д. Шамсутдинов 16 июня 2020 года обратился в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан с целью выдвижения своей кандидатуры в качестве кандидата на должность Президента Республики Татарстан путем самовыдвижения. Однако его заявление не было принято, в связи с чем он направил в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан заявление по почте. Письмом Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 8 июля 2020 года N 02-06/847 заявителю было сообщено, что в соответствии с частью 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан кандидаты на должность Президента Республики Татарстан могут выдвигаться только политическими партиями, процедура самовыдвижения кандидатов на должность Президента Республики Татарстан Избирательным кодексом Республики Татарстан не предусмотрена.
В этой связи гражданин М.Д. Шамсутдинов считает, что нарушены его конституционные права и свободы, предусмотренные статьями 3 (часть третья), 24 (часть первая), 27 (часть вторая), 29 (часть первая), 45 (часть первая) и 91 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; Конституция Республики Татарстан является Основным законом республики, имеет высшую юридическую силу в правовой системе Республики Татарстан, прямое действие и применяется на всей территории Республики Татарстан; законы и иные правовые акты Республики Татарстан, а также правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей; Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основании изложенного заявитель просит Конституционный суд Республики Татарстан признать часть 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан не соответствующей вышеуказанным статьям Конституции Республики Татарстан.
2. Избирательный кодекс Республики Татарстан, положение которого оспаривается заявителем, принят в порядке реализации Конституции Республики Татарстан, в частности ее статьи 45, которая гарантирует право граждан в Республике Татарстан участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая), а также их право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая).
Конституция Республики Татарстан не содержит норм, закрепляющих порядок выдвижения кандидатов на должность Президента Республики Татарстан. Согласно части четвертой статьи 91 Конституции Республики Татарстан порядок выборов Президента Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.
Защита прав и свобод человека и гражданина отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации). В силу части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы, касающиеся проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данный Федеральный закон, хотя и предусматривает, что порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается законом субъекта Российской Федерации (подпункт "к" пункта 2 статьи 5), тем не менее содержит ряд положений, предопределяющих содержание соответствующих законов субъектов Российской Федерации. В частности, абзац третий пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона предписывает законодателю субъекта Российской Федерации закрепить в своем законе правило о том, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. В то же время указанная норма Федерального закона предоставила субъектам Российской Федерации право по своему усмотрению урегулировать вопрос о возможности выдвижения кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Аналогичное положение, закрепляющее право субъекта Российской Федерации своим законом устанавливать возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), закреплено и в пункте 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использованная федеральным законодателем модель правового регулирования, предполагающая самостоятельную оценку законодателем субъекта Российской Федерации возможности установления дополнительных гарантий участия граждан в выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), направлена на то, чтобы применяемый в субъектах Российской Федерации выборный порядок замещения соответствующей должности был, по возможности, согласован с реальными политико-правовыми условиями того или иного региона, учитывал уровень развития в нем партийной системы и иные значимые обстоятельства (Определение от 14 января 2014 года N 7-О).
На основании вышеприведенных федеральных норм республиканский законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий предусмотрел в оспариваемой норме Избирательного кодекса Республики Татарстан право выдвигать кандидатов на должность Президента Республики Татарстан только политическими партиями.
Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который отметил, что право граждан участвовать в процедуре замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем выдвижения кандидата на эту должность в порядке самовыдвижения из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому и отсутствие у гражданина такой возможности не свидетельствует о нарушении каких-либо его конституционных прав и свобод (Определение от 14 января 2014 года N 7-О).
Таким образом, часть 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан принята в пределах полномочий, предоставленных законодательному органу субъекта Российской Федерации, основана на приведенных выше положениях федерального законодательства, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе и заявителя, и, следовательно, не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданина М.Д. Шамсутдинова не является допустимой. Требуя признать часть 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан не соответствующей Конституции Республики Татарстан, заявитель фактически ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о расширении круга лиц, на которых должно распространяться действие оспариваемой нормы. Однако разрешение этого вопроса, как предполагающее внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство, не входит в полномочия Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.Д. Шамсутдинова на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан, поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину М.Д. Шамсутдинову и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 17 июля 2020 г. N 23-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.Д. Шамсутдинова на нарушение его конституционных прав и свобод частью 1 статьи 104.3 Избирательного кодекса Республики Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 17 июля 2020 г.