Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Тернопола к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Тернопол оспаривает конституционность пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающего, в частности, жилищные гарантии для определенной категории граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более (введен Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, заявитель был принят в марте 1993 года на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. В 2006 году решением органа местного самоуправления А.В. Тернопол был снят с указанного учета, поскольку продолжительность его выслуги лет в календарном исчислении составила менее 10 лет. В 2019 году решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований, связанных с оспариванием указанного решения о снятии с его учета нуждающихся и признанием за ним права на обеспечение жилым помещением. При этом суды отметили, что действовавший в момент постановки заявителя на соответствующий учет Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих", а также действующий Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривают в качестве одного из условий для предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, наличие у них общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 17 (часть 1), 18, 40 (часть 3) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку она имеет обратную силу и лишает граждан, уволенных с военной службы с выслугой менее 10 лет, права на льготы в жилищной сфере, установленные для них нормативными правовыми актами СССР и РСФСР.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к вопросу о введении законодателем Российской Федерации такого условия предоставления жилищных гарантий военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, как наличие у них определенной продолжительности военной службы (положения статьи 15 утратившего силу Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), которое не было предусмотрено правовыми актами СССР и РСФСР, отмечал следующее:
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" предусматривалось, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законодательству РСФСР (пункт 2), тем самым приоритет был отдан будущему российскому законодательству (Определение от 4 июня 2007 года N 440-О-О);
правовое регулирование (положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), предоставляющее социальные гарантии в жилищной сфере для определенного круга лиц, не содержит запрет применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР к правоотношениям, возникшим в период их действия (Определение от 19 октября 2010 года N 1283-О-О).
Таким образом, пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий жилищные гарантии для определенной категории граждан, общая продолжительность военной службы которых составила 10 лет и более, сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе определение времени обращения заявителя, связанного с постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также наличия правовых оснований для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях в 2006 году, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тернопола Александра Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1478-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тернопола Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)