Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике Н.П. Кравченко об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2019 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
По итогам отчетного периода общий объем доходов местных бюджетов составил 160,5 млрд. рублей, превысив уровень 2018 года на 7,2 процента, или на 10,8 млрд. рублей.
В основном эта динамика обеспечена ростом на 15,2 процента налоговых и неналоговых доходов (далее - собственные доходы) местных бюджетов, составивших по итогам 2019 года 75,1 млрд. рублей.
Налоговые доходы поступили в бюджеты муниципальных образований в сумме 63,1 млрд. рублей, увеличившись по отношению к уровню 2018 года на 19,0 процента. Этот рост обусловлен положительной динамикой по большинству налоговых источников, в том числе за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в краевой бюджет: по налогу на доходы физических лиц, поступающему в бюджеты поселений, - с 13 до 14 процентов, по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающему в бюджеты муниципальных районов и городских округов, - с 15 до 20 процентов.
Исключение составляют единый сельскохозяйственный налог и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, доходы от которых сокращены на 6,5 процента и 11,4 процента соответственно. Среди причин, повлиявших на динамику поступления указанных налогов, необходимо назвать переход налогоплательщиков на применение других систем налогообложения, изменение места регистрации налогоплательщиков, а также ущерб, нанесенный сельскохозяйственным культурам стихийным бедствием летом 2018 года.
Общий объем неналоговых доходов местных бюджетов составил 12,08 млрд. рублей, незначительно сократившись на 0,8 процента.
Отсутствие роста по данному виду доходов обусловлено сокращением поступлений от продажи материальных и нематериальных активов (на 24,4 процента) и одновременным почти двукратным ростом доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также увеличением на 31,3 процента, или на 262,7 млн. рублей, поступлений от штрафных санкций.
Положительная динамика собственных доходов местных бюджетов увеличила их удельный вес в общей структуре доходов относительно прошлого периода на 3,2 процентных пункта до 46,8 процента (53,2 процента - доля безвозмездных поступлений).
По итогам отчетного периода общий объем безвозмездных поступлений составил 85,3 млрд. рублей с ростом по отношению к уровню 2018 года всего на 1,1 процента.
Незначительный прирост безвозмездных поступлений обусловлен уменьшением (на 2 млрд. рублей, или на 4 процента) общего объема субвенций местным бюджетам на осуществление переданных государственных полномочий.
Вместе с тем общий объем дотаций существенно увеличился (на 48,4 процента) и составил 10,5 млрд. рублей за счет трехкратного роста дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в связи с изменением механизма финансирования расходов местных бюджетов на оплату труда работников муниципальных учреждений отрасли культуры, искусства и кинематографии, ранее осуществляемых за счет субсидий из регионального бюджета.
Также увеличился общий объем субсидий из краевого бюджета (на 1,9 процента), в том числе на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в рамках мероприятий государственных программ Краснодарского края, составивший по итогам 2019 года 21,8 млрд. рублей.
В бюджеты муниципальных районов собственные доходы поступили в сумме 20,5 млрд. рублей с ростом относительно прошлого периода на 1,1 млрд. рублей, или на 5,9 процента. В общей структуре доходов муниципальных районов их доля выросла до 33,2 процента.
Эта положительная динамика обеспечена увеличением налоговых доходов на 7,4 процента.
Рост собственных доходов более чем на 10 процентов обеспечен в 10 муниципальных районах, из которых наибольшие значения достигнуты в Староминском, Каневском и Абинском районах (31,3 процента, 24 процента и 20,8 процента соответственно).
Не достигли уровня собственных доходов предыдущего года 11 муниципальных районов. Наименьшие показатели отмечены в Белоглинском (91,2 процента), Новопокровском (91,7 процента) и Тбилисском (94,2 процента) районах.
Плановые назначения по собственным доходам не обеспечены только в Усть-Лабинском районе (98,2 процента).
Собственные доходы бюджетов городских округов в целом выросли на 22,7 процента и составили 41,1 млрд. рублей. Во всех городских округах по ним отмечается положительная динамика поступлений и исполнение бюджетных назначений.
Наибольший темп роста достигнут в муниципальных образованиях город-курорт Геленджик (172,70 процента), город Краснодар (131,3 процента) и город Новороссийск (118,3 процента).
В основном высокая динамика обусловлена поступлениями платежей, носящих единовременный характер, по налогу на доходы физических лиц в бюджеты города-курорта Геленджик, города Краснодар и по налогу на прибыль организаций от сделки с пакетом акций одного из крупнейших налогоплательщиков города Новороссийск, а также ростом налогов на совокупный доход в связи с увеличением норматива отчислений в бюджеты городских округов доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, увеличением поступлений от имущественных налогов вследствие роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По итогам 2019 года рост поступлений от налогов, сборов и других платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края с территорий муниципальных образований более ПО процентов обеспечили 16 муниципалитетов. Ниже уровня 2018 года сложились поступления доходов в 13 муниципальных районах. При этом более чем на треть сократились доходы в Щербиновском районе.
Все городские округа обеспечили прирост и исполнение бюджетных назначений по доходам консолидированного бюджета Краснодарского края.
По основным доходным источникам консолидированного бюджета края - налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налогу на прибыль организаций в целом отмечается прирост относительно прошлого периода (на 28,1 процента и 18,1 процента соответственно).
При этом значительный прирост по НДФЛ в первую очередь обеспечен поступлением крупных платежей, носящих единовременный характер.
Среди других факторов увеличения доходов по данному источнику роста налогооблагаемой базы и численности работников по основным отраслям экономики - обрабатывающие производства, торговля, сельское хозяйство, строительство (так, в Темрюкском районе - ряд хозяйствующих субъектов, участвующих в строительстве Таманского терминала и причала для отгрузки сжиженных углеводородных газов, в Абинском районе - ООО "Абинский электрометаллургический завод", в Каневском районе - ПАО "Родина"), а также рост заработной платы в учреждениях бюджетной сферы, выплата дивидендов и погашение налоговой задолженности.
Положительную динамику по НДФЛ обеспечили все городские округа и 29 муниципальных районов. Прирост доходов свыше 10 процентов достигнут в восьми муниципальных образованиях. Самый высокий темп роста в городах Геленджик (377,8 процента) и Краснодар (157,9 процента), а также в Староминском (137,28 процента), Каневском (131,93 процента), Абинском (128,27 процента), Выселковском (120,07 процента) районах.
Не достигнут уровень поступлений 2018 года в восьми районах: в Белоглинском (98 процентов), Успенском (97,2 процента), Ленинградском (95,5 процента), Белореченском (96,5 процента), Щербиновском (94,9 процента), Лабинском (94,5 процента), Новопокровском (89,9 процента), Тбилисском (89,4 процента). Отрицательная динамика в указанных районах сложилась в отчетном периоде вследствие значительных разовых поступлений по НДФЛ в 2018 году и снижения налогооблагаемой базы в связи с перерегистрацией крупного налогоплательщика в Белореченском районе (ООО "ГК "СБСВ-Ключавто").
Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края по налогу на прибыль организаций увеличились к уровню 2018 года на 18,1 процента, или на 10,7 млрд. рублей, за счет роста поступлений с территорий 19 муниципальных районов и 4 городских округов.
Прирост доходов выше 50 процентов обеспечили 13 муниципалитетов. Наиболее высокий темп роста отмечен в Северском районе (614 процентов), обеспеченный увеличением поступления налога от двух нефтеперерабатывающих заводов, в Кущевском районе (436,2 процента) в связи с ростом поступлений от трех крупных налогоплательщиков, а также погашением задолженности ЗАО "Маяк" и в Абинском районе (353,4 процента) за счет увеличения налогооблагаемой базы ООО "Абинский электрометаллургический завод", ООО "Снаб-сервис", ООО "ЮгПромКом", ООО "АЭМЗ-Логистик".
При этом наибольший прирост в абсолютном выражении (8,1 млрд. рублей) обеспечен в городе Новороссийск вследствие поступления разового платежа от сделки с пакетом акций крупнейшего налогоплательщика.
Более чем вдвое увеличен темп роста налога на прибыль организаций в Приморско-Ахтарском (увеличение поступлений от ряда организаций сельскохозяйственного комплекса, перерабатывающей промышленности и строительства), Славянском (рост объемов производства крупного налогоплательщика в сфере нефтепереработки) и Темрюкском (увеличение поступлений налога от предприятий морского транспорта за счет увеличения объемов грузоперевозок) районах.
Прирост по налогу на прибыль организаций порядка 90 процентов обеспечен в Павловском районе за счет платежей двух крупных организаций, перешедших с единого сельскохозяйственного налога на общую систему налогообложения, и в Каневском районе в связи с реализацией основных средств, земельных участков ПАО "Родина" и ОАО АФП "Нива", а также уплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий в отношении ПАО "Каневсксахар" и ООО "Каневской элеватор".
Не достигли уровня 2018 года поступления налога с территорий 21 муниципального образования. При этом минимальные значения темпов роста отмечаются в Белоглинском (30,9 процента), Выселковском (46,4 процента), Тихорецком (54,2 процента), Новопокровском (74 процента) районах в связи с переплатой налога в 2018 году, сокращением объемов выполненных работ и снижением реализации произведенной продукции отдельными предприятиями.
В структуре собственных доходов муниципальных районов и городских округов налоги на совокупный доход занимают 14,4 процента. По итогам 2019 года их общий объем превысил уровень предыдущего года в бюджетах муниципальных районов на 12 процентов и в бюджетах городских округов на 24,5 процента.
В связи с увеличением нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) поступления по данному источнику выросли практически в полтора раза, или на 1,5 млрд. рублей, и составили суммарно 4,4 млрд. рублей.
В бюджетах муниципальных районов общий объем доходов по УСН составил 1,1 млрд. рублей с ростом на 45,5 процента.
Положительная динамика по источнику обеспечена во всех муниципальных районах. Более чем с семидесятипроцентным приростом УСН поступил в бюджеты Красноармейского, Кущевского и Приморско-Ахтарского районов. В абсолютном выражении наибольший прирост отмечается в Динском районе (на 27,5 млн. рублей), а также в Крымском, Тимашевском, Туапсинском, Красноармейском, Славянском районах (на 20 млн. рублей в каждом).
В бюджетах городских округов УСН увеличился на 51 процент и поступил в сумме 3,2 млрд. рублей. При этом наибольшие суммы налога мобилизованы в бюджеты городов Краснодар (1,8 млрд. рублей), Сочи (608,5 млн. рублей), Новороссийск (267,2 млн. рублей), Анапа (260,8 млн. рублей). Максимальный прирост сложился в городе Геленджик на 59,5 процента.
Поступления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в бюджеты муниципальных районов и городских округов выросли относительно прошлого отчетного периода на 2,9 процента и составили в целом 3,5 млрд. рублей, в том числе 2,3 млрд. рублей в бюджетах городских округов.
Рост ЕНВД обусловлен рядом причин, среди которых увеличение коэффициента-дефлятора, корректирующего базовую доходность, с 1,868 до 1,915, а также увеличение количества плательщиков и других физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Среди городских округов наиболее высокий темп роста отмечается в городах Армавир (112,1 процента) и Геленджик (111,7 процента). Максимальный прирост в абсолютном выражении обеспечен в городе Краснодар (29,4 млн. рублей), который увеличил объем поступлений этого налога в городской бюджет до 1 млрд. рублей.
Отрицательная динамика сложилась в городе Горячий Ключ (99,4 процента) в связи с переходом налогоплательщиков на упрощенную и патентную системы налогообложения.
В 21 муниципальном районе обеспечен рост налоговых поступлений по ЕНВД, из них наибольший в Крыловском, Выселковском и Темрюкском районах - 121,1 процента, 115,9 процента и 114,7 процента соответственно.
В остальных 16 муниципальных районах произошло снижение поступлений, из них в семи районах менее чем на 1 процент. Самый низкий показатель темпа роста в Тимашевском районе (95 процентов) обусловлен прекращением деятельности на ЕНВД 56 индивидуальных предпринимателей.
По итогам 2019 года доходы от применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН) в бюджетах муниципальных районов и городских округов в целом составили 146,8 млн. рублей, из них 119,4 млн. рублей доходы бюджетов городских округов.
В отчетном периоде произошло сокращение общего объема доходов от ПСН по отношению к уровню 2018 года в целом на 11,4 процента, в том числе по городским округам на 16,3 процента за счет значительного сокращения поступлений в городе-курорте Геленджик (на 40,2 млн. рублей, или на 68,5 процента) вследствие перехода на другие режимы налогообложения налогоплательщиков - арендодателей, осуществлявших вид деятельности "Предоставление помещений для краткосрочного проживания", относящийся к деятельности гостиниц и не подпадающий под применение патентной системы.
Среди городских округов наиболее значительные суммы прироста ПСН обеспечены в городе Краснодар (13,6 млн. рублей), городах-курортах Анапа (1,2 млн. рублей) и Сочи (0,9 млн. рублей).
В муниципальных районах темп роста поступлений от ПСН в целом увеличился со 102,7 процента в 2017 году до 119,4 процента по итогам отчетного периода.
Наибольшие суммы дополнительных доходов обеспечены в Славянском (1,8 млн. рублей), Белореченском (0,7 млн. рублей), Апшеронском (0,29 млн. рублей) и Северском (0,27 млн. рублей) районах.
Однако в 2019 году наблюдается общее сокращение числа индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, на 687 человек (до 3989 человек). Уменьшилось и количество выданных патентов на 942 единицы (с 6117 единиц в 2018 году до 5175 единиц в 2019 году), в том числе по таким востребованным видам предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений (с 1785 единиц до 522 единиц), услуги розничной торговли (с 1334 до 1065 единиц), ремонт жилья и других построек (с 240 до 167 единиц).
Налоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов от единого сельскохозяйственного налога (далее также - ЕСХН) по итогам 2019 года совокупно составили 1,63 млрд. рублей, снизившись относительно аналогичного показателя прошлого периода на 6,5 процента, или на 113, 9 млн. рублей.
Такое сокращение обусловлено переходом на общую систему налогообложения плательщиков единого сельскохозяйственного налога, в том числе агрохолдингов и крупных хозяйств (ОАО "Сад-Гигант" в Славянском районе, ООО "Агрокомплекс "Павловский" и ЗАО "Нива" в Павловском районе, ООО "ДВВ-Агро" в Кущевском районе, ЗАО "Ясенские зори" в Ейском районе, НПХ "Кубань" - филиал ФГБНУ "НЦЗ им. П.П. Лукьяненко" в Гулькевичском районе), и связанным с этим фактом возвратом переплат авансовых платежей и налогов. Кроме того, были сокращены доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет снижения цен в отчетном году на произведенную продукцию, убытков предыдущего периода от потери урожая после стихийного бедствия летом 2018 года и увеличения производственных расходов.
Сокращение поступлений ЕСХН произошло в 21 муниципальном районе, в том числе в Темрюкском (на 30,7 млн. рублей), Тбилисском (на 23,1 млн. рублей), Кущевском (на 20,5 млн. рублей) районах, а самое значительное - в Славянском районе (на 88,8 млн. рублей).
Вместе с тем высокие темпы роста доходов по ЕСХН, которые были обеспечены ростом налогооблагаемой базы, а также уплатой разовых и авансовых платежей по налогу, отмечаются в Северском (501,5 процента), Успенском (269,8 процента), Отрадненском (213,8 процента), Щербиновском (172,0 процента), Апшеронском (170,5 процента), Ленинградском (168,6 процента) районах.
По городским округам в целом доходы от ЕСХН снизились на 11,1 процента за счет значительных потерь города Краснодар (на 20,4 процента, или 14,1 млн. рублей) и города Новороссийск (на 22,9 процента, или на 2,5 млн. рублей) в связи с переходом налогоплательщиков на другие системы налогообложения.
По итогам отчетного периода имущественные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) поступили в бюджеты городских округов в сумме 6,6 млрд. рублей, что в объеме их собственных доходов составляет 16,1 процента.
Налог на имущество физических лиц поступил в бюджеты городских округов в сумме 1,8 млрд. рублей с приростом на 29,1 процента.
Значительное влияние на динамику поступления налога оказали такие факторы, как вовлечение недоимки и задолженности прошлых лет в результате проведения организационных мероприятий (в городах Горячий Ключ и Армавир темп роста 154,0 процента и 120,6 процента соответственно), увеличение количества объектов учета путем постановки на налоговый учет по итогам проведенных мероприятий по обследованию и мониторингу объектов общественного питания, торговли и средств размещения (город-курорт Геленджик, город-курорт Сочи), а также проведение оценки эффективности налоговых льгот.
Общий объем поступлений земельного налога в бюджеты городских округов в отчетном периоде вырос на 12,9 процента и составил 4,8 млрд. рублей.
Положительная динамика по данному источнику сложилась во всех городских округах. Наиболее значительный рост налога (в 2 раза) в городе-курорте Геленджик вызван увеличением кадастровой стоимости земельных участков по ряду крупных налогоплательщиков.
Также заметный прирост земельного налога отмечается в городах Горячий Ключ (127 процентов), Новороссийск (119,9 процента) и Анапа (112,4 процента), обусловленный вовлечением недоимки, погашением задолженности прошлых лет, приобретением земельных участков, увеличением кадастровой стоимости земельных участков, отменой неэффективных налоговых льгот, увеличением налоговых ставок в отношении земельных участков с видом разрешенного использования - ЛПХ, ИЖС, на которых осуществляется предпринимательская деятельность.
В доходную часть бюджетов городских и сельских поселений в отчетном периоде в целом мобилизовано 24,4 млрд. рублей с ростом по отношению к уровню 2018 года на 25,6 процента.
Эта динамика в большей степени обеспечена за счет прироста на 52,9 процента совокупного объема безвозмездных поступлений.
При этом собственные доходы бюджетов поселений, на долю которых в общем объеме доходов приходится 55,4 процента, выросли на 9,8 процента и сложились в сумме 13,5 млрд. рублей.
Основную долю собственных доходов бюджетов поселений (88,8 процента) составляют налоговые доходы.
В отчетном периоде в бюджеты поселений поступило 12 млрд. рублей налоговых доходов с ростом на 9,1 процента к уровню 2018 года, который обусловлен увеличением поступлений по налогу на имущество физических лиц (на 31 процент), по акцизам на нефтепродукты (на 15,2 процента), по налогу на доходы физических лиц (на 13,9 процента).
Снижение поступлений по земельному налогу на 0,8 процента отчасти связано с переоценкой кадастровой стоимости земель населенных пунктов, повлекшей возврат переплаты налога организациям и предоставлением федеральной льготы многодетным семьям.
На сокращение ЕСХН на 6,2 процента оказал влияние переход ряда крупных налогоплательщиков на основную систему налогообложения.
Неналоговые доходы в бюджеты поселений поступили в сумме 1,5 млрд. рублей с приростом относительно 2018 года на 14,9 процента, обеспеченным двукратным увеличением доходов от штрафных санкций и сумм возмещения ущерба, значительным ростом поступлений от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 90 процентов), а также увеличением на 23,3 процента доходов от продажи недвижимого имущества и земельных участков (в связи с реализацией объектов электросетевого хозяйства Лабинского городского поселения).
Прирост собственных доходов не менее чем на 10 процентов обеспечен в бюджетах 161 поселения (в 2018 году - 102 поселения).
Одновременно снизилось до 78 количество поселений, в которых поступления сложились ниже уровня прошлого года (в 2018 году - 132 поселения).
Наибольшее количество поселений, в которых собственные доходы не достигли уровня 2018 года, в Ленинградском районе (6 поселений), в Калининском, Новопокровском, Павловском, Приморско-Ахтарском, Северском и Усть-Лабинском районах (по 4 поселения), в Ейском, Кореновском, Красноармейском, Кущевском, Темрюкском, Тимашевском, Туапсинском и Успенском районах (по 3 поселения).
Кроме того, в отличие от 2018 года, по итогам которого сокращение собственных доходов от 30 до 50 процентов отмечалось в восьми поселениях, в отчетном году указанная динамика сложилась только в двух поселениях.
Так, в Бесскорбненском сельском поселении Новокубанского района собственные доходы сложились ниже уровня прошлого года на 46,3 процента за счет поступления в 2018 году доходов от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также снижения поступлений единого сельскохозяйственного налога вследствие перехода на общую систему налогообложения основного плательщика - крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) Деревянко В.И.
В Прибрежном сельском поселении Славянского района собственные доходы сокращены на 55,1 процента из-за возврата платежей крупному сельскохозяйственному производителю, перешедшему на другую систему налогообложения.
В связи с ростом общего объема собственных доходов бюджетов поселений среднекраевой показатель подушевой обеспеченности доходами увеличился на 10 процентов относительно уровня 2018 года и составил 4229,6 рубля (3849,5 рубля в 2018 году).
Однако количество поселений, у которых уровень обеспеченности сложился ниже среднекраевого, возросло с 232 в 2018 году до 241 по итогам отчетного периода. Из этих поселений в 25 муниципалитетах этот показатель ниже среднекраевого значения на 50 и более процентов (в 2018 году 31 поселение).
Наиболее низкий уровень обеспеченности зафиксирован в Кубанском (1003,5 рубля), Новополянском (1308,0 рубля) и Кабардинском (1313,0 рубля) сельских поселениях Апшеронского района, а также в Моревском сельском поселении Ейского района - 1057,6 рубля (1264,9 рубля в 2018 году).
Ежегодно самые высокие показатели подушевой обеспеченности поселений собственными доходами складываются в Темрюкском районе (в среднем по району - 7254,9 рубля, в Таманском сельском поселении - 29992,7 рубля), в Туапсинском районе (в среднем по району - 6764,7 рубля, в Новомихайловском городском поселении - 14041,7 рубля, Тенгинском сельском поселении - 8791,3 рубля), в Дружненском сельском поселении Белореченского района (12884,0 рубля), в Варнавинском сельском поселении Абинского района (8960,8 рубля).
По состоянию на 1 января 2020 года общий объем недоимки по налогам в консолидированный бюджет Краснодарского края составил 10,4 млрд. рублей, сократившись за отчетный период на 11,9 процента, или на 1,4 млрд. рублей.
В разрезе доходных источников значительное снижение недоимки отмечено по акцизам (на 66,7 процента), налогу на прибыль организаций (на 22,2 процента), транспортному налогу (на 16,8 процента), земельному налогу (на 11,2 процента), УСН (на 20,8 процента).
В отчетном периоде все городские округа обеспечили снижение недоимки на общую сумму 920,2 млн. рублей.
Вместе с тем в общем объеме недоимки наибольшие ее суммы приходятся на город Краснодар (3,5 млрд. рублей со снижением к началу года на 3,8 процента), город-курорт Сочи (1,5 млрд. рублей со снижением на 22,9 процента), город Новороссийск (641,2 млн. рублей со снижением на 21,4 процента).
По муниципальным районам недоимка снижена в целом на 476,9 млн. рублей, наиболее значительно по Темрюкскому району на 239,3 млн. рублей, или на 52 процента. В Абинском, Белореченском, Ейском, Калининском районах недоимка сокращена более чем на 20 процентов.
Рост недоимки в консолидированном бюджете Краснодарского края допущен в 10 муниципальных районах, наиболее существенный - в Щербиновском, Мостовском и Северском районах (на 76,3 процента, 18,5 процента и 15,4 процента соответственно).
По налоговым доходам, поступающим в бюджеты поселений, в целом недоимка снизилась на 4,3 процента и составила 1,2 млрд. рублей.
Наибольший прирост недоимки отмечен в Гулькевичском (на 24 процента), Кавказском (на 13,7 процента), Лабинском (на 12 процентов), Курганинском (на 10,5 процента) районах. Среди поселений наиболее значительно выросла недоимка в сельских поселениях Славянского района (Коржевском и Голубая Нива - в 5 раз и в 2 раза соответственно), почти вдвое увеличена недоимка в Первомайском сельском поселении Кущевского района и Братском сельском поселении Тихорецкого района.
Самый высокий показатель удельного веса недоимки в общем объеме налоговых доходов бюджетов поселенческого уровня, собираемых на территории поселений, отмечен в целом по поселениям Апшеронского, Мостовского, Белореченского и Приморско-Ахтарского районов (26,4 процента, 19,2 процента, 18,2 процента и 16,2 процента соответственно).
В отдельных поселениях недоимка превышает половину суммы или всю сумму налоговых доходов бюджета (без учета акцизов): на 104,6 процента - в Курчанском сельском поселении Темрюкского района, на 70,9 процента - в Кабардинском сельском поселении, на 65,6 процента - в Черниговском сельском поселении, на 61,7 процента - в Кубанском сельском поселении Апшеронского района, на 57,9 процента - в Новоленинском сельском поселении Тимашевского района.
По итогам 2019 года общий объем расходов бюджетов муниципальных образований Краснодарского края составил 157,5 млрд. рублей (с ростом к уровню 2018 года на 5,5 процента).
В отчетном периоде исполнение бюджетных назначений по расходам в целом составило 96,2 процента (со снижением на 1,3 процентных пункта к показателю 2018 года).
Неисполнение предусмотренных бюджетных назначений связано с осуществлением мероприятий муниципальных программ в неполном объеме, корректировкой проектно-сметной документации в ходе производства работ, сложившейся экономией при проведении конкурсных процедур, при заключении контрактов в рамках реализации мероприятий муниципальных программ, а также с поздним заключением контрактов, несоблюдением подрядными организациями сроков и обязательств выполнения контрактов.
Из общего объема расходов местных бюджетов более 65 процентов, или 102,5 млрд. рублей, направлено на финансирование социально-культурной сферы. В отчетном периоде эти расходы выросли на 2,1 процента относительно уровня 2018 года.
В структуре муниципальных расходов основную долю составляют расходы на финансирование сферы образования (50,3 процента), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства (10,8 процента и 10,6 процента соответственно), культуры и кинематографии (6,4 процента).
В бюджетах муниципальных районов общий объем расходов вырос относительно 2018 года на 2,8 процента и составил по итогам отчетного периода 61,9 млрд. рублей, или 98,4 процента годовых бюджетных назначений.
Невысокий прирост общего объема расходов муниципальных районов связан со снижением расходов по разделу "Здравоохранение" (на 96,2 процента) в связи с передачей в государственную собственность муниципальных учреждений здравоохранения, по разделу "Национальная экономика" (на 17,6 процента) в связи со снижением полученных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае.
Ниже среднерайонного показателя сложился уровень исполнения бюджетных назначений в 19 муниципальных районах, в том числе в Гулькевичском - 95 процентов, Щербиновском - 96 процентов и Кореновском - 96,7 процента.
Высокий темп роста расходов муниципальных районов по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство"( 132,3 процента) связан с увеличением субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения и межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений на выполнение полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Темп роста расходов по разделу "Физическая культура и спорт" (133,1 процента) обеспечен за счет роста субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в целях обеспечения развития физической культуры и массового спорта в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Спорт - норма жизни". По разделу "Социальная политика" (112,7 процента) рост расходов обусловлен увеличением субвенций на обеспечение жильем детей-сирот и на обеспечение выплаты ежемесячного вознаграждения приемным родителям на оказание услуг по воспитанию детей, увеличением субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Рост расходов по разделу "Образование" (108,9 процента) связан с увеличением субсидий на обновление материально-технической базы в рамках национального проекта "Образование", мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие образования".
Расходы бюджетов городских округов исполнены в сумме 71,2 млрд. рублей, что составляет 95,2 процента от бюджетных назначений.
Незначительный темп роста расходов (102,3 процента) обусловлен передачей в государственную собственность муниципальных учреждений здравоохранения, окончанием финансирования проведения чемпионата мира по футболу, сокращением объема финансирования программы формирования современной городской среды, мероприятий по развитию инфраструктуры местного значения, а также снижением расходов на обслуживание муниципального долга.
Рост бюджетных расходов городских округов отмечается по разделам "Национальная безопасность" (на 16,1 процента), "Национальная экономика" (на 14,7 процента), "Социальная политика" (на 19,6 процента), "Культура, кинематография" (на 12,6 процента), "Образование" (на 8,6 процента), в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов, направленных на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", приобретение подвижного состава городского пассажирского транспорта, на осуществление отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, по организации оздоровления и отдыха детей, отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, выплате ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем молодых семей, на строительство и укрепление материально-технической базы объектов культуры, формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения, на реализацию мероприятий федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" и "Современная школа" национального проекта "Образование" (обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков).
Среди городских округов наиболее низкий уровень исполнения расходов сложился в городе Краснодар (92,9 процента) и городе-курорте Геленджик (94,9 процента).
Расходная часть бюджетов городских и сельских поселений исполнена в сумме 24,4 млрд. рублей с ростом к уровню 2018 года на 25,3 процента. Выполнение бюджетных назначений составило 93,5 процента.
Значительный прирост расходов обеспечен увеличением сумм субсидий из краевого бюджета, направленных на мероприятия по благоустройству и
формированию комфортной и привлекательной среды на территориях городских и сельских поселений, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, на развитие водоснабжения населенных пунктов, на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов местного значения.
В бюджетах поселений расходы на общегосударственные вопросы (расходы на функционирование органов местного самоуправления, расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов, расходы на другие общегосударственные вопросы) увеличились на 13 процентов и составили 4,6 млрд. рублей. При этом их доля в общей структуре расходов снизилась на два процентных пункта и составила 18,7 процента.
Рост расходов поселений на общегосударственные вопросы в основном связан с индексацией размеров месячных окладов муниципальных служащих, а также с проведением дополнительных выборов депутатов в советы муниципальных образований на территориях городских и сельских поселений, увеличением штатной численности муниципальных учреждений и расходов на содержание муниципального имущества.
При этом отмечается рост числа поселений (с 11 поселений в 2018 году до 17 в отчетном периоде), у которых доля расходов на общегосударственные вопросы превышает половину всех расходов бюджета поселения.
Кроме того, ежегодно растет и количество поселений, не обеспечивающих расходы на общегосударственные вопросы собственными доходами. В 2017 году таких было 19 поселений, в 2018 году - 22 поселения, по итогам 2019 года - 23 поселения. Из них в двух поселениях эти расходы более чем двукратно превышают собственные доходы - в Отважненском сельском поселении Лабинского района (в 2,5 раза) и Моревском сельском поселении Ейского района (в 2,1 раза). Больше всего таких муниципалитетов в Славянском районе (7 поселений), Апшеронском районе (4 поселения), Туапсинском районе (3 поселения), Лабинском районе (2 поселения).
По итогам 2019 года консолидированные бюджеты муниципальных образований исполнены с суммарным профицитом в размере 3 млрд. рублей (по итогам 2018 года профицит составлял 386,6 млн. рублей).
Бюджеты городских округов исполнены с профицитом в размере 3,1 млрд. рублей (543,6 млн. рублей в 2018 году). Наибольшие суммы профицита отмечены в бюджетах муниципальных образований город Краснодар (2,4 млрд. рублей) и город-курорт Геленджик (744,4 млн. рублей).
Профицитный бюджет имеют 20 муниципальных районов Краснодарского края.
С дефицитом исполнены бюджеты муниципальных образований город-курорт Сочи, город Горячий Ключ и город Новороссийск.
Суммарный дефицит бюджетов муниципальных районов составил 72,5 млн. рублей, снизившись незначительно относительно предыдущего отчетного периода (на 6,2 процента, то есть на 4,8 млн. рублей).
Общий объем дефицита бюджетов поселений по итогам отчетного года составил 40,3 млн. рублей. С дефицитом исполнены бюджеты 220 поселений (206 поселений - в 2018 году), в том числе 12 городских поселений (18 городских поселений - в 2018 году). Количество поселений, бюджеты которых исполнены с профицитом, снизилось со 176 до 162.
По итогам отчетного года общий объем муниципального долга сложился на уровне 16,5 млрд. рублей, снизившись на 14 процентов, или на 2,7 млрд. рублей, в том числе вследствие проведенной в 2019 году реструктуризации муниципального долга.
Расходы местных бюджетов на обслуживание муниципального долга сократились почти вдвое - до 806,2 млн. рублей (в 2018 году - 1,5 млрд. рублей).
Основную часть долговых обязательств местных бюджетов составляют банковские кредиты (9,9 млрд. рублей). Общий объем долга по этому виду обязательств снижен по сравнению с 2018 годом на 7,8 млрд. рублей в основном в результате замещения их бюджетными кредитами.
По городским округам долговые обязательства по банковским кредитам сократились на 42,7 процента, или на 6,3 млрд. рублей, по муниципальным районам - на 968,2 млн. рублей и по поселениям - на 509,3 млн. рублей.
В связи со значительным сокращением объема банковских кредитов их удельный вес в общей структуре муниципального долга снизился на 32,2 процентных пункта до 60 процентов.
Доля бюджетных кредитов составила 39,4 процента муниципального долга. В отчетном периоде их общий объем вырос более чем в 6 раз (с 1 млрд. рублей до 6,5 млрд. рублей). При этом по городским округам долг по этому виду обязательств увеличился на 5,7 млрд. рублей, а по муниципальным районам он снижен на 256,2 млн. рублей, или на 45,5 процента, по поселениям - на 13,5 млн. рублей, или на 5,8 процента.
Одновременно объем обязательств муниципальных образований по выданным гарантиям сократился за отчетный период с 470,4 млн. рублей до 100,0 млн. рублей, или почти на 78,8 процента.
В общем объеме муниципального долга наибольший удельный вес занимают долговые обязательства городских округов - 87,7 процента, на долю муниципальных районов приходится 8,2 процента, на долю городских и сельских поселений - 4,1 процента.
В целом по всем группам муниципальных образований объем муниципального долга снижен. При этом наибольшее снижение объема долговых обязательств произошло по муниципальным районам (на 1,2 млрд. рублей).
Самое существенное сокращение объема долга за счет погашения значительной части банковских и бюджетных кредитов достигнуто в Славянском (на 208,7 млн. рублей), Динском (на 126,6 млн. рублей) и Крымском (на 93 млн. рублей) районах.
Вырос муниципальный долг в Апшеронском районе в связи с увеличением бюджетных кредитов на 9,2 млн. рублей, в Кущевском и Кореновском районах за счет погашения банковского кредита с одновременным увеличением бюджетного кредита объем долга вырос в целом соответственно на 5,9 млн. рублей и 3,4 млн. рублей, в Каневском районе за счет выданных муниципальных гарантий увеличился долг на сумму 2 млн. рублей.
У пяти муниципальных районов долговые обязательства полностью отсутствуют.
Муниципальный долг городских округов снижен в целом на 945,8 млн. рублей за счет значительного сокращения объема банковских кредитов на 6,3 млрд. рублей и муниципальных гарантий на 396,3 млн. рублей с одновременным ростом обязательств по бюджетным кредитам на 5,7 млрд. рублей.
Сокращение общего объема муниципального долга достигнуто всеми городскими округами, наиболее значительное в городе-курорте Сочи на 387,2 млн. рублей (на 16 процентов), городе Армавир - на 172,9 млн. рублей (на 49 процентов) и городе Горячий Ключ - на 86,9 млн. рублей (на 48 процентов).
Объем муниципального долга поселений в целом существенно сократился относительно предыдущего периода (на 42,3 процента, или на 499 млн. рублей) и составил 681,9 млн. рублей, что обусловлено погашением значительного объема долга перед кредитными организациями, а также проведенной в 2019 году реструктуризацией муниципального долга по бюджетным кредитам.
Рост муниципального долга отмечен в 21 поселении, из которых в шести увеличение составило более чем в 2 раза.
Кроме того, в связи с получением бюджетного кредита шестикратный рост отмечен в Белоглинском сельском поселении, в 4 и более раза муниципальный долг вырос в Новоивановском и Покровском сельских поселениях Новопокровского района, более чем в 3 раза - в Ильинском сельском поселении Новопокровского района. В Павловском сельском поселении Павловского района полученный банковский кредит также увеличил муниципальный долг более чем в 3 раза.
По итогам отчетного периода муниципальный долг уменьшился в 57 поселениях, из них в 39 поселениях сокращение долга составило от 50 до 99 процентов.
Суммы наибольшего снижения долговых обязательств отмечаются в следующих поселениях: в Тихорецком городском поселении - 129,5 млн. рублей, в Славянском городском поселении - 96,9 млн. рублей, в Ейском городском поселении - 96,4 млн. рублей, в Гулькевичском городском поселении - 40 млн. рублей, в Лабинском городском поселении - 34,2 млн. рублей, в Новокубанском городском поселении - 23,4 млн. рублей, в Ленинградском сельском поселении - 20,9 млн. рублей, Крымском городском поселении - 19,9 млн. рублей.
По итогам 2019 года муниципальный долг отсутствует у 270 поселений (по итогам 2018 года - у 284 поселений), из которых в 15 поселениях долговые обязательства полностью погашены в отчетном году.
Долговая нагрузка на бюджеты муниципальных образований (сумма муниципального долга по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета), составившая по итогам отчетного периода 23,6 процента, в целом снижена относительно 2018 года на 8,1 процентных пункта.
Уровень долговой нагрузки на бюджеты муниципальных районов сократился практически вдвое (с 16,8 до 8,3 процента).
При этом ни в одном муниципальном районе не отмечен показатель превышения объема муниципального долга половины собственных доходов.
Среди городских округов наиболее высокий уровень долговой нагрузки сложился в бюджетах городов Новороссийск и Краснодар - 54,2 процента и 46,5 процента соответственно.
Долговая нагрузка на бюджеты поселений сократилась в 78 поселениях (в 118 - по итогам 2018 года).
Вместе с тем значительный рост долговой нагрузки в отчетном периоде отмечен в Белоглинском сельском поселении (в 6 раз), Новоивановском и Покровском сельских поселениях Новопокровского района (в 5 раз и 4 раза), в Павловском сельском поселении Павловского района (в 3 раза), а также в 2 и более раза в Красногвардейском сельском поселении Каневского района, Протичкинском сельском поселении Красноармейского района, Тбилисском сельском поселении Тбилисского района, Маламинском сельском поселении Успенского района, Туапсинском городском поселении.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2019 год.
2. В целях эффективности управления муниципальными финансами, обеспечения сбалансированности и устойчивости местных бюджетов в сложившихся экономических условиях текущего периода рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) продолжить работу по поступлениям доходов из муниципальных образований в консолидированный бюджет Краснодарского края;
2) с учетом ограничения деятельности и случаев ухудшения финансово-хозяйственного положения предприятий, организаций и субъектов предпринимательства проводить в пределах установленной компетенции и в рамках межведомственного взаимодействия разъяснительную работу по информированию населения о мерах поддержки населения и бизнеса в период пандемии, принятых на федеральном и региональном уровнях, а также организацию мероприятий по своевременности установленных выплат;
3) во взаимодействии с министерством труда и социального развития Краснодарского края и центрами занятости населения проводить в пределах установленной компетенции мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе в сфере создания временных рабочих мест, привлечения к ним граждан, лишившихся работы;
4) продолжить в текущем году во взаимодействии с налоговыми органами, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю реализацию мероприятий, направленных на снижение задолженности по имущественным налогам физических лиц;
5) продолжить проведение мероприятий по вовлечению в оборот неиспользуемых (используемых без правоустанавливающих документов) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, обеспечивать своевременное поступление платежей от использования и продажи муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
6) проводить анализ конечных результатов выполнения программных мероприятий в соответствии с заявленными целями и обязательствами, осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных средств в рамках муниципальных и государственных программ, не допускать срывы сроков осуществления муниципальных закупок, в том числе при строительстве и ремонте социальных объектов;
7) обеспечить выполнение обязательств, установленных в заключенном с министерством финансов Краснодарского края соглашении, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования.
3. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Краснодарского края включить в план работы мероприятия по проверке исполнения бюджетов муниципальных образований Краснодарского края, не обеспечивших в отчетном периоде темпы роста поступлений налоговых и неналоговых платежей выше уровня 2018 года.
4. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края в целях совершенствования и расширения сферы применения патентной системы налогообложения провести анализ действующих положений Закона Краснодарского края от 16 ноября 2012 года N 2601-КЗ "О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края" для внесения в него в установленном порядке соответствующих изменений.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике, постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
15 июля 2020 года
N 1895-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 15 июля 2020 г. N 1895-П "Об исполнении бюджетов муниципальных образований Краснодарского края за 2019 год"
Вступает в силу с 15 июля 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 17 июля 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 20 июля 2020 г. N 2300202007200015