Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден приказом
министерства топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального
хозяйства Краснодарского края
от 17 июля 2020 г. N 402
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Порядок) определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), принимаемых министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты министерства (далее - нормативные правовые акты) и проекты нормативных правовых актов министерства, разрабатываемые структурными подразделениями министерства (далее - проекты нормативных правовых актов).
1.3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проводится на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Закона Краснодарского края от 23 июля 2009 г. N 1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае", постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 января 2010 г. N 1740-П "О методических рекомендациях по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных нормативных правовых актов (их проектов)", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 мая 2009 г. N 350 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" и в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
1.5. Руководители структурных подразделений министерства обеспечивают:
обязательное направление проектов нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу, в том числе независимую антикоррупционную экспертизу;
обязательное направление изданных нормативных правовых актов при проведении мониторинга их применения и выявлении признаков коррупциогенных факторов на антикоррупционную экспертизу, в том числе независимую антикоррупционную экспертизу.
1.6. Антикоррупционная экспертиза в министерстве проводится отделом правового и кадрового обеспечения министерства (далее - отдел правового обеспечения).
1.7. Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта включает в себя:
независимую антикоррупционную экспертизу, проводимую независимыми экспертами;
антикоррупционную экспертизу, проводимую отделом правового обеспечения.
1.8. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не может превышать 10-ти рабочих дней, следующих за днем их поступления в отдел правового обеспечения, за исключением проектов нормативных правовых актов, принимаемых в целях введения режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края или чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера либо принимаемых в связи с введением указанных режимов, срок проведения антикоррупционной экспертизы которых составляет один календарный день, соответствующий дню их поступления в отдел правового обеспечения.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы сложного проекта нормативного правового акта и (или) большого объема может быть увеличен до 14-ти рабочих дней по решению начальника отдела правового обеспечения, либо лица, исполняющего его обязанности.
Срок проведения антикоррупционной экспертизы включает в себя срок на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Проекты нормативных правовых актов, подлежащие оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 26(3-3) Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 4(2) Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", подлежат антикоррупционной экспертизе при наличии положительного заключения оценки регулирующего воздействия (в установленных законодательством случаях).
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
2.1. При подготовке проекта нормативного правового акта соответствующее структурное подразделении министерства (соответствующее подразделение в структурном подразделении министерства), ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта (далее - разработчик), в целях предотвращения включения в него положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, принимает меры, направленные на исключение норм, содержащих коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой.
2.2. Разработчик в течение одного дня обеспечивает:
размещение проекта нормативного правового акта на едином региональном интернет-портале для размещения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (regulation.krasnodar.ru) (далее - Интернет-портал);
направление проекта нормативного правового акта, подготовленного с соблюдением требований Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 января 2019 г. N 1, с приложением пояснительной записки, а также всех актов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен, в отдел правового обеспечения для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.
В пояснительной записке указываются:
обоснование полномочий министерства, со ссылками на правовые нормы, по принятию (изданию) в определенной форме в пределах компетенции нормативного правового акта, направленного на установление, изменение или отмену правовых норм;
цели, которые преследуются принятием подготовленного проекта;
сведения о публикации проекта нормативного правового акта на Интернет-портале с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
С проектом нормативного правового акта представляется электронная копия проекта нормативного правового акта в формате Word.
Проект нормативного правового акта представляется в отдел правового обеспечения до его подписания министром топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министр) и после согласования всеми структурными подразделениями министерства, указанными в листе согласования.
Отдел правового обеспечения регистрирует проекты нормативных правовых актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу в журнале учета нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, поступивших на антикоррупционную экспертизу (приложение 3 к Порядку).
2.3. Отдел правового обеспечения возвращает проект нормативного правового акта без проведения антикоррупционной экспертизы в следующих случаях:
отсутствие размещения проекта нормативного правового акта на Интернет-портале;
непредставление и (или) несвоевременное представление разработчиком документов, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Порядка;
представление разработчиком проекта нормативного правового акта с нарушением требований, установленных пунктом 2.2 настоящего Порядка;
отзыв разработчиком проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта возвращается разработчику не позднее следующего рабочего дня со дня наступления случаев, установленных настоящим пунктом.
2.4. Отдел правового обеспечения при проведении правовой экспертизы проекта нормативного, правового акта проводит его антикоррупционную экспертизу в целях предотвращения включения в проект нормативного правового акта положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции (далее - коррупциогенные факторы), и их последующего устранения.
Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится отделом правового обеспечения в соответствии с Методикой, в сроки, предусмотренные пунктом 1.8 настоящего Порядка.
При проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта специалист отдела правового обеспечения, осуществляющий антикоррупционную экспертизу, в рабочем порядке может привлекать разработчика для дачи соответствующих пояснений.
2.5. Для окончания проведения, антикоррупционной экспертизы разработчик обеспечивает представление в отдел правового обеспечения не позднее следующего рабочего дня после истечения сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, заключений независимых экспертов либо служебной записки о том, что в установленные сроки заключения от независимых экспертов не поступали.
2.6. Отдел правового обеспечения при проведении антикоррупционной экспертизы учитывает заключения независимых экспертов.
При отсутствии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов отделом правового обеспечения выносится положительное заключение по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Заключение считается положительным, если в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы не обнаружены.
Положительное заключение должно содержать:
наименование проекта нормативного правового акта, на который дается заключение;
наименование структурного подразделения министерства, представившего проект нормативного правового акта для проведения антикоррупционной экспертизы;
вывод об отсутствии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.
В положительном заключении могут указываться положения, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта, не относящиеся в соответствии с Методикой к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции. Также в положительном заключении может быть указано о наличии к тексту проекта нормативного правового акта замечаний по результатам правовой экспертизы.
2.7. В случае выявления при проведении антикоррупционной экспертизы в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, отделом правового обеспечения по итогам его правовой экспертизы подготавливается отрицательное заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, в котором отражаются выявленные коррупциогенные факторы и способы их устранения.
Отрицательное заключение должно содержать:
наименование нормативного правового акта (проекта), на который дается заключение;
наименование структурного подразделения министерства, представившего проект нормативного правового акта для проведения антикоррупционной экспертизы;
вывод о выявлении в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов;
наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой;
указание на абзац, подпункт, пункт, часть, статью, раздел, главу проекта нормативного правового акта, в которых обнаружен коррупциогенный фактор, либо указание на отсутствие нормы в проекте нормативного правового акта, если коррупциогенный фактор связан с заполнением законодательных пробелов;
предложение о способе устранения обнаруженного коррупциогенного фактора.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте нормативного правового акта (проекте) выявленных коррупциогенных факторов.
Признаки коррупциогенности, выявленные в проекте нормативного правового акта, могут быть устранены разработчиком в случае своего согласия в рабочем порядке. При этом подготовка заключения не требуется.
2.8. Заключение подписывается специалистом отдела правового обеспечения, которому направлен проект на проведение антикоррупционной экспертизы, и начальником отдела правового обеспечения, а в его отсутствие - лицом, исполняющим его обязанности.
2.9. Заключение подлежит обязательному рассмотрению разработчиком. Положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком на стадии его доработки.
При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений (не относящихся к юридико-техническим изменениям), он подлежит повторной антикоррупционной экспертизе в соответствии с настоящим Порядком.
2.10. В случае несогласия разработчика с результатами антикоррупционной экспертизы, он готовит мотивированное обоснование своего несогласия с выводами, содержащимися в заключении, и вносит предварительно согласованный с заместителем министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - заместитель министра), курирующим соответствующую сферу деятельности, проект нормативного правового акта на рассмотрение министру для принятия соответствующего решения.
3. Размещение на Интернет-портале проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы
3.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В случае если проект нормативного правового акта содержит пометку о непубликации отдельных приложений к нему, то проект нормативного правового акта размещается для проведения независимой антикоррупционной экспертизы без указанных приложений.
3.2. В целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разработчиком обеспечивается размещение указанных проектов на Интернет-портале в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в отдел правового обеспечения.
Проекты нормативных правовых актов размещаются на Интернет-портале для изучения независимыми экспертами не менее чем на 7 дней.
В случае если проекты нормативных правовых актов подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 26(3-3) Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 4(2) Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в соответствии с разделом 2 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 г. N 1551.
При этом повторное размещение проектов ведомственных актов на Интернет-портале в порядке, установленном абзацем седьмым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций.
3.3. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими и физическими лицами (гражданами Российской Федерации) в инициативном порядке за счет собственных средств.
3.4. Независимые эксперты не позднее сроков, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, направляют в министерство на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа на электронный адрес министерства (mtekgkh@krasnodar.ru) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы".
3.5. Сбор и регистрацию заключений, поступивших от независимых экспертов на электронный адрес министерства, осуществляет отдел информационной безопасности и делопроизводства министерства и после их регистрации направляет разработчику в установленном порядке.
3.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком совместно с отделом правового обеспечения в течение 30 дней с даты его поступления в министерство.
3.7. В случае согласия с выводами либо с частью выводов, содержащимися в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, устраняются разработчиком на стадии доработки.
При внесении в текст проекта нормативного правового акта существенных изменений (не относящихся к юридико-техническим изменениям), он подлежит повторному размещению на Интернет-портале для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
3.8. Разработчик в течение 30-ти дней со дня поступления заключения независимого эксперта по результатам его рассмотрения направляет юридическому или физическому лицу, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении независимого эксперта отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах или предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), согласованный с отделом правового обеспечения, в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.
В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы", разработчик обеспечивает возврат такого заключения не позднее 30 дней после его регистрации с указанием причин.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
4.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов министерства проводится при мониторинге их правоприменения (далее мониторинг).
Мониторинг проводится структурными подразделениями министерства в соответствии с установленным в министерстве порядком.
4.2. Задачами мониторинга являются своевременное выявление в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и их устранение.
4.3. При мониторинге осуществляется:
сбор информации о практике применения нормативных правовых актов;
непрерывное наблюдение за применением нормативных правовых актов;
анализ и оценка получаемой информации о практике применения нормативных правовых актов и результатов наблюдения за их применением.
4.4. В случае если по мнению структурного подразделения министерства в нормативном правовом акте содержатся коррупциогенные факторы, такое подразделение министерства в течение 3-х рабочих дней со дня их выявления направляет такой нормативный правовой акт со служебной запиской, содержащей информацию о выявлении таких факторов, в отдел правового обеспечения для проведения антикоррупционной экспертизы.
4.5. По результатам проведенной в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка антикоррупционной экспертизы подготавливается заключение, подписываемое специалистом отдела правового обеспечения, которому нормативный правовой акт направлен на проведение антикоррупционной экспертизы, и начальником отдела правового обеспечения (лицом, исполняющим его обязанности).
В случае если по мнению отдела правового обеспечения в нормативном правовом акте отсутствуют коррупциогенные факторы, соответствующие сведения отражаются в положительном заключении, подготавливаемом по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
В случае выявления при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта коррупциогенных факторов, подготавливается отрицательное заключение по форме, согласно приложению 5 к настоящему Порядку, с указанием всех выявленных коррупциогенных факторов и предложениями по способам их устранения, в том числе по внесению изменений в нормативный правовой акт.
Подготовленное отделом правового обеспечения заключение в обязательном порядке направляется для рассмотрения в подразделение, указанное в пункте 4.4 настоящего Порядка.
4.6. Заключение подлежит обязательному рассмотрению подразделением, указанным в пункте 4.4 настоящего Порядка, которое в течение 30-ти дней со дня поступления указанного заключения готовит предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, в том числе по внесению изменений в нормативный правовой акт, и представляет их для рассмотрения заместителю министра, курирующему соответствующую сферу деятельности министерства.
Проект нормативного правового акта подлежит антикоррупционной экспертизе в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
4.7. В случае несогласия подразделения, указанного в пункте 4.4 настоящего Порядка, с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в нормативном правовом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, указанный акт с приложением заключения отдела правового обеспечения и согласованного с заместителем министра, курирующим соответствующую сферу деятельности, мотивированного возражения представляется министру для принятия решения.
Начальник отдела |
О.В. Скакун |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.