Минфин России рассмотрел обращение по вопросу дополнения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223) положениями, предусматривающими возможность субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) предоставлять в качестве обеспечения обязательств поручительство и (или) независимую гарантию региональных фондов содействия кредитованию, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом пункта 1 статьи 329 ГК РФ независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями и обеспечивать исполнение обязательств.
Механизм обеспечения исполнения обязательств призван гарантировать добросовестность исполнения заключенных договоров и является необходимой мерой, направленной на защиту интересов заказчика, снижение рисков уклонения или отказа участника закупки от заключения контракта, а также является финансовым инструментом, который позволяет заказчику покрыть убытки в случае ненадлежащего исполнения договора.
В свою очередь использование в качестве обеспечения обязательств по договору с субъектами МСП не только банковские гарантии, но и поручительство и (или) независимые гарантии фондов содействия кредитования, по мнению Минфина России, в связи с недостаточной надежностью предлагаемого механизма содержит риски отсутствия финансовых гарантий для заказчика в случае срыва исполнения договоров.
Учитывая изложенное, предложение по обеспечению заявки на участие в закупке и исполнения договоров посредством предоставления в качестве обеспечения обязательств поручительство и (или) независимую гарантию региональных фондов содействия кредитованию считаем нецелесообразным.
При этом отмечаем, что в настоящее время в соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП.
Так, согласно части 12 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов МСП обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или предоставления банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.
Таким образом, Законом N 223-ФЗ установлена императивная норма, предусматривающая возможность субъектам МСП обеспечивать участие в закупке путем внесение денежных средств на специальный счет или банковской гарантией.
Дополнительно отмечаем, что Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), подготовленный в целях снятия барьеров для участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц путем установления требований к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектами МСП в качестве обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора.
В настоящее время заказчики в рамках действующих норм Закона N 223-ФЗ вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к банковским гарантиям (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их.
На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.
Например, заказчики устанавливают такие требования, как наличие у банка действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств S&P, Moody's, Fitch на уровне не ниже "ВВ-", при отсутствии установленных рейтингов для банка со стороны всех рейтинговых агентств у банка должен быть рейтинг Эксперт РА не ниже "А++" и капитал не менее 60 млрд рублей, у банка должны быть собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд рублей.
Указанные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами МСП для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.
Также следует отметить, что Законопроект позволит снизить риски предоставления подложных банковских гарантий, поскольку Законопроектом предусмотрено включение банковской гарантии в реестр банковских гарантий в единой информационной системе.
Установление единых требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов МСП и позволит снять барьеры для участия в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 24-03-06/36473 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был