Минфин России, рассмотрев в рамках своей компетенции обращение по вопросам государственного регулирования рынка радиоэлектронной продукции, сообщает следующее.
В части осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) сообщаем, что как следует из указанного обращения, при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), возникают случаи, при которых заказчики, при описании закупаемой радиоэлектронной продукции завышают ее технические характеристики.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 марта 2020 г. N ММ-П7-9пр (далее - Протокол) Минпромторгу России поручено подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего запрет на допуск электронной продукции иностранного производства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, предусматривающего в том числе ведение Минпромторгом России перечня электронной продукции, в отношении которой указанный запрет не применяется и при поставках которой, в том числе в рамках закупок работ и услуг, заказчик применяет механизм "второй лишний".
Также отмечаем, что пунктом 3 Протокола предусмотрено представление Минпромторгом России в адрес Минфина России информации об электронной продукции из единого реестра российской радиоэлектронной продукции и ее технических характеристиках по основной наиболее значимой номенклатуре для включения в установленном порядке в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, на основании подпункта "б" пункта 4 Протокола в настоящее время Минфином России ведется работа по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего запрет на установление заказчиками дополнительных характеристик при описании объектов закупки при закупках электронной продукции из Реестра.
Таким образом, указанные меры позволят осуществлять закупку российской радиоэлектронной продукции, включенной в Реестр, исключительно или преимущественно российского происхождения, без завышения заказчиками ее технических характеристик.
В части осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) отмечаем, что порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, заказчик самостоятельно, с учетом требований Закона N 223-ФЗ, вправе установить в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе требования к закупаемому товару.
При этом, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Протокола Минпромторгу России поручено подготовить в установленном порядке директивы Правительства Российской Федерации, предусмотрев в них внесение в положения о закупках обязательных требований о поставках неконкурентными способами электронной продукции из Реестра, в том числе в рамках закупок работ и услуг, и о возможности поставок электронной продукции иностранного производства только в особых случаях при наличии разрешения Минпромторга России с представлением отчетов в Минпромторг России.
Указанная мера позволит осуществлять закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Реестр исключительно или преимущественного российского происхождения.
Вместе с тем в реализацию положений пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925).
Указанным постановлением установлена 15-процентная преференция (30-процентная для радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции) товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановление N 925 распространяется на закупки государственных корпораций, государственных компаний, акционерные общества с преобладающей долей государственного или муниципального участия, субъектов естественных монополий и заказчиков особенности осуществления закупок которых установлены статьей 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом согласно пункту 8 Постановления N 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 24-03-06/36523 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был