Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям, в рамках компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "14.09.2018"
Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.
Вместе с тем Департамент сообщает следующее.
Согласно частям 2, 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99).
Пунктами 2-2(3) Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, линейного объекта, на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям.
В соответствии с положениями указанных пунктов Приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что в зависимости от предмета закупки в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям участником закупки может быть представлена как копия исполненного контракта или договора, заключенного по результатам осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так и копия исполненного договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, рассматривая вопрос об установлении требований к участникам закупки, заказчик должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки.
При этом с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию в соответствии с положениями Постановления N 99, участник закупки предоставляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением N 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ или оказанных услуг непосредственно этим участником.
Дополнительно обращаем внимание, что вопросы в сферах градостроительной и дорожной деятельности к полномочиям Минфина России не отнесены.
Заместитель директора Департамента |
И.Ю. Куст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 30 января 2020 г. N 24-05-07/5468 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был