Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы автономной некоммерческой организации "Медицинское объединение "Реалмед" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Автономная некоммерческая организация "Медицинское объединение "Реалмед" оспаривает конституционность статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", примененной судом общей юрисдикции при отказе в удовлетворении ее административных исковых требований к налоговому органу о признании незаконным решения данного органа, которым было отказано в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в сведениях о юридическом лице. При этом суд исходил, в частности, из того, что решение вопроса о выходе из состава учредителей автономной некоммерческой организации относится к исключительной компетенции учредителя и, соответственно, регистрация вносимых изменений в единый государственный реестр юридических лиц о выходе одного из учредителей автономной некоммерческой организации возможна только по заявлению выходящего из состава учредителей лица.
По мнению заявителя, данная норма противоречит статьям 2, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 52 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той части, в которой она по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не предусматривает правовой механизм исключения лица из состава учредителей некоммерческой организации на основании решения общего собрания учредителей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" определяет круг лиц, которые могут являться учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, а также лиц, которые не могут являться таковыми, и предусматривает, в частности, что, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган; в случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица; права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган (пункт 3).
Оспариваемая норма направлена в том числе на обеспечение определенности правового положения учредителей (участников) некоммерческой организации и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, являющегося унитарным юридическим лицом, т.е. организацией, не имеющей членства (пункт 1 статьи 65.1, 123.24 и 123.25 ГК Российской Федерации, статья 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Внесение же изменений и дополнений в действующее законодательство не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Медицинское объединение "Реалмед", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1541-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации "Медицинское объединение "Реалмед" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)