Минфин России, рассмотрев в рамках своей компетенции по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части реализации положений указанных федеральных законов в связи с обстоятельствами, возникающими из-за распространения новой коронавирусной инфекции, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) внесены изменения в Закон N 44-ФЗ учитывающие, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Кроме того, Законом N 98-ФЗ внесены изменения предусматривающие возможность изменения срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств указанное изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта (часть 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Также, Законом N 98-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
В части осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ отмечаем, что Правительством Российской Федерации 3 апреля 2020 года направлены директивы, предусматривающие установление возможности неприменения в 2020 году штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также изменения срока исполнения договора и (или) цены договора и (или) цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, в настоящее время в сфере закупок уже реализован комплекс антикризисных мер, в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 10 апреля 2020 г. N 24-03-06/28882 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был