Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области
от 30 июня 2020 г. N 164-мр
"Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению закупки в условиях неопределенного объема"
4 сентября 2020 г.
Руководствуясь Положением о министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12 августа 2013 года N 301-пп:
1. Утвердить методические рекомендации по осуществлению закупки в условиях неопределенного объема.
2. Отделу программно-аналитического сопровождения и мониторинга (Е.А.Винокурова) разместить настоящее распоряжение на сайте региональной информационной системы Иркутской области в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исполняющая обязанности министра |
О.B.Недорубкова |
О внесении изменений в Рекомендации см. Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 4 сентября 2020 г. N 190-мр
Текст Рекомендаций приводится без учета названных изменений
Утверждены
распоряжением министерства
по регулированию контрактной системы
в сфере закупок Иркутской области
от 30 июня 2020 г. N 164-мр
Методические рекомендации
по осуществлению закупки в условиях неопределенного объема
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методологической помощи заказчикам Иркутской области (далее - заказчики), осуществляющим закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2014 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и определяют особенности осуществления закупки товаров (работ, услуг) в условиях неопределенного объема.
2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Законом о контрактной системе.
Глава 1. Подготовка закупки в условиях неопределенного объема
3. В соответствии с пунктом 24 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчики вправе самостоятельно определить объект закупки, осуществляемой в условиях неопределенного объема. Указанной нормой заказчику предоставлено право в случае невозможности определения объема фактической потребности осуществить закупку по цене за единицу товара (работы, услуги) независимо от объекта закупки, то есть любого товара, любой работы или услуги (далее - ТРУ).
4. Исключением из указанного правила является закупка работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия. Объем и стоимость таких работ определены проектной документацией, научно-проектной документацией.
5. В соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе в целях обеспечения нормирования в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения обязаны утвердить нормативные затраты и требования к закупаемым ТРУ, в том числе требования к количеству, необходимые для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, при планировании закупочной деятельности и выборе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчикам необходимо учитывать положения таких правовых актов, а именно обосновывать объективную хозяйственную необходимость применения закупки ТРУ неопределенного объема.
6. При подготовке закупки, в случае если количество товара, объем работы или услуги по объективным причинам невозможно определить, заказчик:
1) устанавливает максимальное значение цены контракта - величину, определяющую предельный размер средств, которые заказчик может направить на соответствующую закупку на основании фактического объема финансового обеспечения;
2) формирует перечень закупаемых ТРУ;
3) обосновывает начальные цены единиц ТРУ в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе.
4) складывает определенные в результате исследования рынка, начальные цены единиц ТРУ в начальную сумму цен таких единиц.
Глава 2. Особенности содержания извещения и документации о закупке в условиях неопределенного объема, контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
7. При осуществлении закупки в условиях неопределенного объема в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе обязательному размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), заказчик должен указать следующие сведения:
1) максимальное значение цены контракта;
Максимальное значение цены фиксируется на стадии планирования закупки и остается неизменным до полного исполнения контракта. На основании максимального значения цены контракта производится расчет:
- размера обеспечения заявки на участие в закупке;
- размера обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом требований статей 30, 37 Закона о контрактной системе;
- размера неустойки (пени) в случае применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
2) исчерпывающий перечень закупаемых ТРУ с указанием начальных цен единиц таких ТРУ;
При подготовке документации о закупке в условиях неопределенного объема важно детально проработать описание объекта закупки (техническое задание, спецификацию), учитывая реальную потребность составить исчерпывающий перечень закупаемых ТРУ (далее - перечень), поскольку возможность дополнить такой перечень в ходе исполнения контракта у заказчика отсутствует. Перечень должен содержать сведения о единице измерения и о начальной цене единицы каждого ТРУ, и подлежит обязательному включению в документацию о закупке для размещения в ЕИС. Указанная информация необходима:
- при заключении контракта по результатам закупки товаров, включенных в перечень товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126-н (далее - приказ), условия допуска таких товаров, установленные приказом применяются в отношении начальных единиц товаров;
- для определения цены единицы ТРУ при подготовке проекта контракта. Начальная цена каждой единицы ТРУ уменьшается пропорционально снижению начальной суммы цен единиц ТРУ, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
3) сумму начальных цен единиц ТРУ;
При осуществлении конкурентной закупки в условиях неопределенного объема сумма начальных цен единиц ТРУ применяется:
- в качестве максимальной величины, ориентируясь на которую участники закупки будут подавать предложения о цене контракта. Как и начальную (максимальную) цену контракта, начальную сумму цен единиц ТРУ при подаче предложений нельзя превышать;
- для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по ценовому критерию при осуществлении закупки, предусматривающей сопоставление заявок участников закупки по стоимостным и нестоимостным критериям в целях выявления лучших условий исполнения контракта;
- в целях определения размера преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими суммы цен единиц ТРУ в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 341;
- в целях определения размера преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими суммы цен единиц ТРУ в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 649;
- для определения порядка применения антидемпинговых мер целесообразно установить в документации о закупке условие о том, что если участник предлагает сумму цен единиц ТРУ, сниженную на 25 и более процентов от суммы начальных цен единиц ТРУ, указанной в извещении об осуществлении закупки и закупочной документации, при заключении контракта такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, увеличенном в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
4) указание о том, что оплата поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) осуществляется по цене ТРУ исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) порядок определения количества поставляемого товара (объема выполняемой работы, оказываемой услуги) на основании заявок заказчика.
Указанная информация подлежит обязательному включению в проект контракта, при этом рекомендуется детализировать порядок поставки (выполнения работы, оказания услуги), то есть конкретизировать сроки и количество подлежащего поставке товара (объем выполняемой работы, оказываемой услуги) не только заявкой заказчика в связи с нижеследующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации. Условия о сроке (сроках) поставки товаров в силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отнесено к существенным условиям договора поставки.
Согласно статьи 190 ГК РФ срок, установленный сделкой, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами неделями, днями и часами. Срок может определяться также указанием на конкретное событие, которое неизбежно должно наступить. Если событие не обладает признаком неизбежности наступления, а периодичность направления заявок заказчика на поставку (выполнение работ, оказание услуг) и их содержание зависит от волеизъявления заказчика, следовательно, такое событие не может определять срок.
Кроме того, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при подготовке документации о закупке, проекта контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в условиях неопределенного объема заказчику целесообразно установить:
- периодичность подачи заказчиком заявки на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) в ходе исполнения контракта;
- предельный срок поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), подлежащий включению в заявку заказчика, определенный с учетом сложившихся, широко применяемых правил при поставке товара (выполнении работы, оказании услуги), являющихся объектом закупки;
- максимальные и (или) минимальные значения показателей количества товаров (объема работ или услуг), подлежащих поставке (выполнению, оказанию) в соответствии с одной заявкой заказчика.
Заказчику следует учитывать также, что согласно части 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (период поставки) не определены, товары должны поставляться равными партиями ежемесячно, если иное не вытекает из закона и иных правовых актов, существа обязательств или обычаев делового оборота.
8. При подготовке документации о закупке, проекта контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в условиях неопределенного объема следует избегать положений, устанавливающих для заказчика необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к участникам конкурентных процедур и, тем самым, создающих условия для проявления коррупции.
К таким положениям можно отнести объединение в один лот слишком широкого перечня товаров. Если при этом срок поставки и количество товара в одной партии обусловлены только заявкой заказчика, участник закупки обязан поставить весь товар в срок, указанный в заявке заказчика, то есть иметь полный ассортимент, указанный заказчиком, в наличии на складе, находящемся в непосредственной близости от места поставки, поскольку минимальные и (или) предельные показатели срока поставки и количества товаров не определены документацией о закупке.
Наличие указанных положений в закупочной документации позволяет предположить наличие в действиях заказчика нарушений, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку влечет необоснованное ограничение конкуренции путем установления неизмеримых (не определенных, не конкретных) требований, препятствующих цели прозрачности закупки, в связи с недостаточностью информации для формирования предложения участника закупки.
Глава 3. Особенности заключения и исполнения контракта
9. Частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы ТРУ.
10. Цена единицы ТРУ, подлежащая включению в контракт, определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц ТРУ, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
11. При исполнении контракта поставщики (подрядчики, исполнители) осуществляют поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) на основании заявки заказчика до достижения максимального значения цены контракта либо прекращения его срока исполнения.
12. При осуществлении закупки на поставку товара, потребность в количестве которого невозможно определить, целесообразно учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 429.1 ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.
Указанная норма, с учетом положений пункта 1 статьи 465 ГК РФ, предусматривает необходимость согласования заявок на поставку конкретного количества товара между обеими сторонами контракта.
Во избежание споров с поставщиком целесообразно предусмотреть контрактом следующий порядок согласования условия о количестве поставляемого товара: "Надлежащим согласованием условий поставки о количестве товара признается факт получения Заказчиком от Поставщика Товара на условиях, изложенных в заявке Заказчика, сопроводительных документах на Товар (счет, товарная накладная, акт приема-передачи товара). При этом товарная накладная или акт приема-передачи товара, подписанные Заказчиком, являются необходимыми и достаточными доказательствами согласования Сторонами условий Контракта и передачи Товара от Поставщика Заказчику в рамках исполнения настоящего Контракта.".
13. Заказчики оплачивают поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по цене за единицу, указанную в контракте. При исполнении контракта, заключенного по результатам закупки в условиях неопределенного объема, у сторон отсутствует возможность изменения условий контракта в соответствии с пунктом 18 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, то есть приобретение ТРУ на сумму, превышающую максимальное значение цены контракта не допустимо.
Начальник отдела методологического обеспечения |
Я.В.Горбунова |
Приложение
по осуществлению закупки
в условиях неопределенного объема
от 30 июня 2020 г. N 164-мр
Виды и особенности применения цен при осуществлении закупки в условиях неопределенного объема
|
Виды цен при осуществлении закупки в условиях неопределенного объема |
||
Максимальное значение цены контракта |
Начальная цена единицы товара, работы, услуги |
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги |
|
Порядок формирования и обоснования величины |
Формируется и обосновывается при бюджетировании и планировании закупочной деятельности на основании имеющего у заказчика объема (лимита) финансирования |
Определяется и обосновывается в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе |
Формируется путем сложения начальных цен единиц товаров, работ, услуг |
Величина подлежит включению в состав информации и документы, подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок |
План-график закупки Извещение об осуществлении закупки Документация о закупке Проект контракта |
Извещение об осуществлении закупки Документация о закупке Проект контракта |
Извещение об осуществлении закупки Документация о закупке |
Возможность изменения величины при осуществлении закупки |
В ходе осуществления закупки остается неизменным |
При заключении контракта изменяется с применением коэффициента снижения начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг |
|
Применение величины |
1) определение размера обеспечения заявки на участие в закупке; 2) определение размера обеспечения исполнения контракта; 3) определение размера неустойки (пени) при применении мер ответственности |
1) применение условий допуска товаров иностранного производства, установленных приказом Минфина РФ от 04.07.2018 N 126-н; 2) определение цены единицы товаров, работ, услуг при подготовке проекта контракта; 3) формирование начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги |
1) в качестве максимальной величины, ориентируясь на которую участники закупки будут подавать предложения о цене контракта; 2) для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по ценовому критерию; 3) в целях определения размера преимущества организациям инвалидов; 4) в целях определения размера преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 5) для определения порядка применяя# антидемпинговых мер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 июня 2020 г. N 164-мр "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению закупки в условиях неопределенного объема"
Вступает в силу с 30 июня 2020 г.
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 13 сентября 2021 г. N 63-мр
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 4 сентября 2020 г. N 190-мр
Текст приводится без учета названных изменений