Решение Верховного Суда Республики Алтай от 9 июля 2020 г. N 3а-59/2020
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "М." к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 г. N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" в части п. 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, учтенную при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 764 736,97 тыс. руб. с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт, с участием прокурора - Т.И.М., установил:
Публичное акционерное общество "М." (далее ПАО "М.") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 г. N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" в части п. 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, учтенную при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 764 736,97 тыс. руб. с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт.
Заявленные требования мотивированны не соответствием действующему законодательству оспариваемого приказа - п. 3 ст. 23 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; пп. 2, 10, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178); п. 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 и нарушением прав и экономических интересов ПАО "М." ввиду необоснованного исключения из НВВ филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год расходов, связанных с транзитом электрической энергии из сетей филиала ПАО "М." - "А.", расположенного и осуществляющего деятельность на территории Алтайского края, в сеть филиала ПАО "М." - "Г.", расположенного и осуществляющего свою деятельность на территории Республики Алтай в размере 921 128,93 тыс. руб.
В связи с чем, НВВ филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год (без учета стоимости оплаты потерь) должна составлять 1 685 865,9 тыс. руб.
Расходы на транзит за 2014-2018 гг. не включены регулирующими органами ни в НВВ филиала ПАО "М." - "Г.", ни в НВВ филиала "А.".
Согласно п. 48 Методических указаний N 20-э/2 филиал ПАО "М." - "Г.", в случае включения расходов на транзит в НВВ, после получения от потребителей Республики Алтай "платы за транзит" должен перенаправить ее в филиал "А." (т.к. именно по его сетям осуществляется переток) в целях собираемости НВВ филиала "А.".
В нарушение п. 10 Основ ценообразования, размер НВВ, расходов на транзит электроэнергии Комитетом по тарифам Республики Алтай с органом тарифного регулирования Алтайского края не согласовывался.
В связи с вышеизложенным, считают, что НВВ филиала ПАО "М." - "Г." должно быть установлено с учетом расходов на транзит из Алтайского края, а НВВ филиала "А." должно быть установлено с учетом его собираемости, в том числе, за счет дохода от транзита в Республику Алтай.
При признании нормативного акта недействующим, полагают необходимым возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "М." путем внесения изменений в НВВ филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, установив его в размере 1 685 865,9 тыс. руб
В судебном заседании представители ПАО "М." - Б.М.В. участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, К.Е.Н., В.Д.В. поддержали административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске и его уточнениях.
Представитель административного ответчика - Комитета по тарифам Республики Алтай Ю.Н.Ю., полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - К.О.А., выразила мнение о наличии оснований к удовлетворению административных исковых требований.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалистов Д.В.В., М.С.А., Ш.Л.Н., К.У.Н., Д.Р.С., Б.Г.В., заключение прокурора Т.И.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Комитет по тарифам Республики Алтай является уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 N 57.
Согласно подпункту "а" пункту 3 части 10 Положения, к полномочиям Комитета отнесено в том числе, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
30 декабря 2019 года Комитетом по тарифам Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2020 годы) издан Приказ N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год".
В пункте 1 приложения N 2 настоящего Приказа филиалу ПАО "М." - "Г." на 2020 год установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 764 736,97, которая и оспаривается административным истцом по настоящему делу.
Решение коллегиального органа об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций на территории Республики Алтай на 2020 г. принято простым большинством голосов его членов при наличии необходимого кворума (пункт 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 N 57) и в соответствии с регламентом работы Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай, утвержденным приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 марта 2017 года N 8.
Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует установленной форме, подписан Н.А.С., которая на момент его принятия в соответствии с Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 1 октября 2019 года N 242-у (том 5 л.д.205-206) являлась исполняющей обязанности председателя Комитета по тарифам Республики Алтай.
В порядке установленном требованиями части 2 статьи 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) "О нормативных правовых актах Республики Алтай" нормативный правовой акт опубликован в республиканской массовой газете "Звезда Алтая" N 2 (21748-21751) от 15 января 2020 года, и 30.12.2019 года на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Комитета по тарифам Республики Алтай, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "М." является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Установление цен (тарифов) с применением указанного метода осуществляется органом регулирования в соответствии с утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N 98-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э) и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Судом установлено, что 29.04.2019 г. филиалом ПАО "М." - "Г." в Комитет по тарифам Республики Алтай были представлены: письменное заявление с прилагаемыми к нему документами за исх.N1.11/1/1041-исх., а также заявление, и документы направленные в адрес Комитета в электронном виде по формам, размещенным на сайте www.eias.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке установленном пунктом 10 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФАС России от 19.06.2018 N 834/18.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 13.05.2019 года открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании филиалу ПАО "М." - "Г." с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020 год, являющийся третьим годом долгосрочного периода (2018-2020 гг.).
По результатам рассмотрения тарифной заявки, Комитетом по тарифам Республики Алтай филиалу ПАО "М." - "Г." установлена НВВ на 2020 год (без учета стоимости оплаты потерь) в размере 764 736,97 тыс. руб.
Несогласие административного истца с установленным размером НВВ на 2020 год выражается в незаконном, по его мнению, исключении из его состава расходов, связанных с оплатой транзита за 2014-2017 гг. в размере 762 862 тыс. руб., транзита за 2018 г. в размере 158 267 тыс. руб.
Как следует из экспертного заключения по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "М." - "Г." в границах Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2022 годы) на 2020 год, расходы, связанные с транзитом электрической энергии исключены из состава НВВ в связи с непредставлением документов, подтверждающих оплату за транзит за истекшие периоды.
В судебном заседании установлено, что электрическая энергия в Республику Алтай поступает путем ее передачи, в том числе, из сетей филиала ПАО "М." - "А.", расположенного и осуществляющего деятельность на территории Алтайского края, в сеть филиала ПАО "М." - "Г.", расположенного и осуществляющего свою деятельность на территории Республики Алтай.
Из пункта 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке от 06.08.2004 N 20-э/2 следует, что передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации, в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (далее - транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обеих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организаций (первая сетевая организация) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является получателем за транзит (организация-получатель).
Расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с пунктами 49, 50, 51, 52 и 53 настоящих Методических указаний, при этом величина заявленной мощности в отношении транзита определяется исходя из величины сальдированного перетока электроэнергии (мощности) по итогам предыдущего периода регулирования.
Объем перетока электрической энергии определяется данными сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), порядок формирования которого установлен Приказами: ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 и ФАС России от 18.04.2018 N 507/18.
А также развернутыми балансами электрической энергии по сетям ВН, СН и НН (организации-получателя), составленными по форме 46-э, интегральными актами, содержащими данные об объеме перетока.
Следовательно, расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы и подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг в силу прямого указания об этом действующего законодательства - п. 48 Методических указаний N 20-э/2.
Как следует из материалов дела в подтверждение экономической обоснованности расходов на транзит электроэнергии по сетям филиала ПАО "М." - "А." в Республику Алтай, филиалом ПАО "М." - "Г." были представлены развернутые балансы электрической энергии по сетям ВН, СН и НН филиала "А." ПАО "М." по форме 46-э за 2014-2018 гг., интегральные акты, содержащие данные об объеме перетока, расчет по статье затрат "Расходы на оплату транзита в Республику Алтай" размер которых составил 921 128,93 тыс. руб.
Ссылку административного ответчика на отсутствие технической возможности получения ряда документов, представленных филиалом ПАО "М." - "Г." в электронном виде, суд считает не состоятельной, поскольку это не препятствовало административному ответчику запросить недостающие документы в соответствии с порядком, установленным пунктом 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства N 1178.
Кроме того, в составе тарифной заявки, представленной в письменном виде, в числе приложений к заявлению значился реестр документов, загруженных в Хранилище документов "Е." на 33л.
Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц от 27.05.2020 г. в отношении ПАО "М." (т.1 л.д. 226-264), в числе его филиалов значатся: филиал ПАО "М." - "Г.", деятельность которого осуществляется в рамках субъекта РФ - Республика Алтай, а также филиал ПАО "М." - "А.", действующий в рамках субъекта РФ-Алтайский край.
То обстоятельство, что государственное регулирование цен в области электроэнергетики в отношении филиала ПАО "М." - "А." осуществляется Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нашло свое подтверждение при рассмотрении дела по существу.
Так же, материалами дела подтверждается, что транзит электроэнергии осуществляется между филиалами одной организации, осуществляющей свою деятельность на территории разных субъектов РФ.
Вместе с тем, действующим законодательством возможность договорного регулирования деятельности между филиалами в рамках одной организации, как и осуществление взаиморасчетов, не предусмотрено. Тарифы, связанные с транзитом электроэнергии для взаиморасчетов между филиалами одного юридического лица действующим законодательством не установлены.
При таких обстоятельствах, расходы за транзит не могут быть подтверждены филиалом ПАО "М." - "Г." документами об оплате за истекший период.
Как указывалось выше, размер таких расходов определяется в соответствии с пунктами 48, 49, 50, 51, 52 и 53 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке от 06.08.2004 N 20-э/2 на основании данных об объеме перетока электрической энергии.
Следовательно, выводы, изложенные в экспертном заключении по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "М." - "Г." в границах Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2022 годы) на 2020 год и проколе коллегиального органа от 30.12.2019 г. за N 34 об отказе во включении в НВВ расходов на транзит по причине непредставления документов, подтверждающих его оплату, нельзя признать обоснованными.
Пунктом 10 Основ ценообразования N 1178 установлено, что если деятельность организации регулируется органами 2 и более субъектов Российской Федерации, регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.
В судебном заседании представитель Комитета по тарифам Республики Алтай пояснил, что размер необходимой валовой выручки филиала ПАО "М." - "Г.", в том числе размер расходов, связанных с транзитом электроэнергии из филиала ПАО "М." - "А." на этапе формирования тарифного решения с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не согласовывался.
Учитывая, что Комитетом по тарифам Республики Алтай в нарушение пункта 10 Основ о ценообразовании N 1178, пункта 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке от 06.08.2004 N 20-э/2 обязательная процедура согласования устанавливаемого размера необходимой валовой выручки организации не соблюдена, ее размер, установленный в пункте 1 приложении N 2 Приказа Комитета по тарифам Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2020 годы) издан приказ N 34/2 от 30 декабря 2019 года нельзя признать экономически обоснованным.
Таким образом, вследствие допущенных тарифным органом нарушений, несоблюдения установленного законодательством порядка согласования НВВ организации, необоснованного исключения из состава НВВ расходов, связанных с транзитом электрической энергии, занижен размер величины НВВ ПАО "М." - "Г.". В то время как, НВВ каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, индивидуальные тарифы, рассчитанные от указанного показателя. Указанное, противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд находит обоснованными доводы административного истца о несоответствии Приказа N 34/2 принятого 30 декабря 2019 года Комитетом по тарифам Республики Алтай "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" в части пункта 1 приложения N 2, устанавливающего НВВ (без учета оплаты потерь) филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, учтенную при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 764 736,97 тыс. руб. нормам действующего законодательства - п. 3 ст. 23 Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; пп. 2, 10, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178); п. 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 и нарушении прав и экономических интересов ПАО "М." и приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня принятия.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для административного истца является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
При этом суд не вправе возложить на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "М." путем внесения изменений в НВВ филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, установив его в размере 1 685 865,9 тыс. руб. Виду того, что предметом настоящего судебного спора является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не определение НВВ сетевых организаций, что относится к прерогативе соответствующего органа исполнительной власти. Такого рода вмешательство суда в деятельность тарифного органа является недопустимым в силу закрепленного статьей 10 Конституции РФ принципа разделения властей. Кроме того, положениями ст. 215 КАС РФ такой способ защиты права не предусмотрен.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании данной нормы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ПАО "М." в размере 4500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете "Звезда Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества "М." - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 г. N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" в части п. 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО "М." - "Г." на 2020 год, учтенную при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 764 736,97 тыс. руб.
Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Публичного акционерного общества "М." - отказать.
Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Публичного акционерного общества "М." расходы по уплате государственной пошлины 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании - газете "Звезда Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 9 июля 2020 г. N 3а-59/2020
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании