Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы |
Функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляется управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея (далее - Управление) на основании пункта 6 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", федеральным государственным стандартом государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 N 181н.
На территории Брянской области квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов регламентируется Законом Брянской области от 09.03.2015 N 7-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области" и указом Губернатора Брянской области от 15.12.2015 N 321 "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 09.03.2005"
Контрольно-надзорная функция осуществляется в рамках постановления Правительства Брянской области от 29.10.2019 N 503-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления управлением государственной службы по труду и занятости населения Брянской области регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" и административного регламента управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области по исполнению государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом управления от 18.07.2019 N 153.
Подконтрольными субъектами являются работодатели Брянской области независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек (далее - подконтрольные субъекты, работодатели).
По состоянию на 30 ноября 2019 года согласно представленным работодателями сведениям в реестре работодателей, осуществляющих деятельность на территории Брянской области, численность работников которых составляет свыше 35 человек, числится 1301 подконтрольных субъектов, количество выделенных (созданных) рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты - 1365.
В целях установления обязательных требований к осуществлению деятельности подконтрольными субъектами, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора), приказом управления от 12.04.2019 N 83:
утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых управлением государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;
назначены должностные лица, ответственные за формирование и ведение (актуализацию) перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
Предметом проверки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями, численность работников которых составляет не менее 35 человек, квоты для приема на работу инвалидов, установленной Законом Брянской области от 09.03.2015 N 7-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области", с учетом следующих положений:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 09.03.2005"
соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;
полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.
Контрольно-надзорная функция реализуется посредством проведения:
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
плановых и внеплановых проверок;
мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (наблюдение за исполнением обязательных требований, применение превентивных мер (выдача предостережения) (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями);
административного производства по фактам нарушений, установленных центрами занятости населения.
Вспомогательными (обеспечительными) функциями являются:
планирование и подготовка проверок;
принятие мер по результатам проверки при наличии в акте проверки фактов нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
В 2019 году согласно утвержденному плану проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 32 плановые проверки и 2 внеплановые проверки работодателей Брянской области.
По результатам проверок установлены факты несоздания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в случае чего составлено 3 протокола об административных правонарушениях по части 1 статьи 5.42 КоАП Российской Федерации (неисполнение работодателем обязанности по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов).
В результате рассмотрения административных производств мировыми судами Брянской области три должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей по части 1 статьи 5.42 КоАП Российской Федерации (неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов).
Общая сумма наложенных штрафов по результатам проверок составила 15 000 рублей.
По вопросу непредставления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями на основании поступающей от государственных казенных учреждений центров занятости населения информации возбуждены дела об административных правонарушениях по следующим статьям:
сорок два - по основаниям, предусмотренным статьей 19.7 КоАП Российской Федерации (непредставление в государственный орган информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в счет квоты, о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов);
шесть - по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 5.42 КоАП Российской Федерации (несоздание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты).
В результате рассмотрения административных производств мировыми судами Брянской области приняты следующие решения:
4 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 рублей;
5 должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей;
15 юридических лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей;
1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей;
6 должностных лиц и 15 юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.
Общая сумма наложенных штрафов составила 80200 рублей.
Информация по итогам результатов плановых проверок размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок" и на интерактивном портале службы занятости населения Брянской области.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в отчетном периоде работодателям не выдавались.
В целом, среднее количество нарушений за последние два года существенно не изменилось.
В целях профилактики правонарушений приказом управления от 09.04.2019 N 80 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении управлением государственной службы по труду и занятости населения Брянской области мероприятий по надзору и контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, на 2019 год.
Программой определены мероприятия по профилактике, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении управлением мероприятий по надзору и контролю.
В рамках Программы профилактики нарушений управлением осуществлены следующие мероприятия:
на постоянной основе осуществляется актуализация и размещение на Интерактивном портале перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору);
обобщение и анализ правоприменительной практики, его опубликование на Интерактивном портале;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в ФГИС "Единый реестр проверок" (постоянно);
размещение на Интерактивном портале информации о результатах контрольно-надзорной деятельности (1 раз в полгода);
информирование подконтрольных субъектов о правах и обязанностях в сфере квотирования рабочих мест (информация о правах и обязанностях работодателя, возникающих в ходе проверки, размещена в виде статьи в информационном бюллетене "Вестник. Труд и занятость") (постоянно);
индивидуальное и общее консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований (постоянно);
размещение и распространение информационных материалов для реализации работодателями обязанностей в сфере квотирования (постоянно);
12.07.2019 управлением проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
В ходе обсуждений были освещены основные нормативные правовые документы, определяющие полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), определены предмет и цель данного вида контроля (надзора), средства исполнения государственной функции, подконтрольные объекты. Основной раздел публичных обсуждений был посвящен статистическим показателям результатов правоприменительной практики, а также типичным нарушениям обязательных требований и способам их избежать.
Мероприятие прошло в виде "живого" диалога. Все вопросы, поступившие от работодателей, не остались без ответа.
По результатам публичных обсуждений был проведен опрос слушателей, которые высоко оценили проведенное мероприятие.
С целью сохранения уровня стабильности, недопущения фактов, приводящих к возникновению рисков нанесения ущерба интересам граждан, проведение мероприятий профилактики нарушений обязательных требований планируется осуществлять на регулярной основе.
Мониторинг результатов контрольных мероприятий выявил ряд проблем, причинами, способствующими совершению правонарушений которых являются:
незнание законодательства о занятости населения, о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
различное толкование содержания обязательных требований;
неисполнение обязательных требований;
создание "некачественных" квотируемых рабочих мест (создание рабочих мест, заведомо не подходящих по условиям труда для трудоустройства большинства инвалидов).
Реализация Программы профилактики нарушений, кроме минимизации фактов нарушений обязательных требований и рисков для охраняемых законом ценностей, позволит расширить базу вакантных рабочих мест и увеличит показатель трудоустройства инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.