Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы МУП "Междуреченский водоканал" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. МУП "Междуреченский водоканал" оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 3 (ошибочно поименованного в жалобе частью 3) статьи 261 ГК Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц;
статей 67 "Относимость доказательств", 68 "Допустимость доказательств" и 71 "Оценка доказательств" АПК Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, были урегулированы возникшие при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения между заявителем - гарантирующей организацией в сфере водоснабжения (водоотведения) и абонентом разногласия, касающиеся установления границ балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности по ним. Как указали суды, спорные объекты не могут относиться к сфере ответственности абонента, поскольку не вошли в состав приватизированного им имущества, находятся за пределами принадлежащего ему земельного участка и к ним подключены объекты муниципальной собственности. Также суды отметили, что установленное разграничение учитывает ранее заключенное соглашение и судебное решение по вопросам разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей и эксплуатационной ответственности абонента.
По мнению МУП "Междуреченский водоканал", пункт 3 статьи 261 ГК Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее преамбуле, статьям 7 (часть 1), 8 (часть 1) и 34 (часть 1), поскольку позволяет устанавливать границу балансовой принадлежности сетей водоотведения по границе принадлежащего абоненту земельного участка и применяется без учета положения пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644), определяющего понятие "граница балансовой принадлежности" как линию раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Оспариваемые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как полагает заявитель, не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют судам уклоняться от исследования доказательств, допуская нарушение права на судебную защиту и принципа равноправия сторон в арбитражном судопроизводстве.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положение пункта 3 статьи 261 ГК Российской Федерации направлено на реализацию прав собственников земельных участков и обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым - на реализацию статей 17 (часть 3), 35 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1508-О). Соответственно, оспариваемая норма, которая сама по себе не регламентирует вопросы, связанные с определением границ балансовой принадлежности сетей водоотведения и эксплуатационной ответственности по ним, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, в деле с участием которого суды указали на наличие ряда факторов, определяющих эти границы.
Как следует из жалобы, формально оспаривая конституционность положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель фактически выражает несогласие не с их содержанием, а с неправильным, как он полагает, их применением судами при рассмотрении дела с его участием.
Между тем разрешение указанного вопроса, а также определение принадлежности сетей водоотведения и эксплуатационной ответственности по ним, как непосредственно связанные с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы муниципального унитарного предприятия "Междуреченский водоканал", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 1490-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального унитарного предприятия "Междуреченский водоканал" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)