В связи с поступающими обращениями из региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования (далее - Профсоюз) по вопросам применения Методических рекомендаций по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования*(1) (далее - ГИА), совместно подготовленных Минпросвещения России, Рособрнадзором и Профсоюзом, сообщаем следующее.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования (далее - ГИА), стала проводиться с 2007 года в форме единого государственного экзамена*(2) (далее - ЕГЭ), полномочиями по её проведению были совместно наделены федеральные службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.
В связи с тем, что участие в проведении ГИА не предусмотрено перечнем возможных должностных обязанностей учителей и иных категорий педагогических работников в современных квалификационных характеристиках соответствующих должностей*(3), в целях урегулирования вопросов привлечения педагогических работников к участию в проведении ГИА в форме ЕГЭ с 1 сентября 2013 года педагогическим работникам были установлены следующие правовые гарантии:
предоставление педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения ЕГЭ, гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права;
выплата педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ;
установление размера и порядка выплаты указанной компенсации субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ*(4) до 2018 года (позднее после внесения изменений в законодательство - ГИА).
По результатам проведённого Профсоюзом в 2017 году всероссийского опроса по вопросам условий (в том числе оплаты) труда педагогических работников в период проведения ГИА*(5) по инициативе Профсоюза в Отраслевом соглашении с Минобрнауки России на 2018-2020 годы была закреплена договорённость об освобождении работодателями педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время, от основной работы на период проведения ЕГЭ с сохранением за ними места работы (должности) и в том числе средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей*(6) при одновременном предоставлении законодательно предусмотренных гарантий и компенсаций.
Кроме того, в соответствии с определённой Профсоюзом*(7) и Минобрнауки России задачей добиваться выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению не только ЕГЭ, но также ГИА в 9-х классах в 2018 году (с учётом позиции Профсоюза*(8)) были подготовлены изменения в законодательство, по которым предусмотрены выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам и среднего общего образования*(9).
В 2019 году в связи с участившейся практикой исключения органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) из специального стажа для досрочного назначения им страховой пенсии по старости периодов участия педагогических работников в проведении ГИА Профсоюз добился принятия мер по фактам ухудшения их правового положения*(10).
В результате совместной работы, проведённой с представителями Минпросвещения России, Рособрнадзора, Минтруда России и ПФР было внесено изменение в ведомственный нормативный правовой акт*(11), согласно которому участие педагогических работников в проведении ГИА стало относиться к педагогической работе, что стало основанием для дальнейших разъяснений ПФР о том, что периоды участия педагогических работников в проведении ГИА, в том числе в предыдущие годы, подлежат включению в стаж для досрочного назначения им страховой пенсии по старости*(12).
В целях дальнейшего комплексного совершенствования условий участия педагогических работников в проведении ГИА была создана межведомственная рабочая группа по проведению всероссийского мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемых к проведению ГИА*(13).
По итогам проведённого мониторинга*(14) было выявлено, в частности, следующее:
отсутствие принятых на региональном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих тот или иной порядок привлечения педагогических работников к подготовке и проведению ГИА, - в 16 (19%) субъектах Российской Федерации;
не сохранение педагогическим работникам средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей - в 48 (56,5%) субъектах Российской Федерации;
неопределённость органов (организаций), выплачивающих компенсацию за работу по подготовке и проведению ЕГЭ, - в 17 (20%) субъектах Российской Федерации.
В результате обозначившихся проблем в части порядка и условий привлечения и участия педагогических работников в проведении ГИА в субъектах Российской Федерации Профсоюзом совместно с Минпросвещения России, Рособрнадзором были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к ГИА (далее - Рекомендации)*(15).
Следует отметить, что с целью превентивных мер, а также для упорядочения деятельности по участию педагогических работников в проведении ГИА, обусловленного законодательством, с учётом особенностей специального правового регулирования (об особенностях правового регулирования привлечения педагогических работников к проведению ГИА см. Приложение к письму ЦС Профсоюза от 10.03.2020 N 141) в Рекомендациях был предусмотрен открытый перечень уважительных причин для предоставления возможности отказа педагогических работников от участия в проведении ГИА.
В настоящее время Общероссийским Профсоюзом образования продолжается вестись совместная работа с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в части дальнейшего урегулирования вопросов порядка и условий участия педагогических работников в проведении ГИА.
Центральный Совет Профсоюза рекомендует региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза:
- системно осуществлять контроль за порядком прохождения, условиями привлечения и участия педагогических работников в проведении государственной итоговой аттестации в субъектах Российской Федерации;
- своевременно информировать Центральный Совет Профсоюза о выявленных и возникающих случаях нарушения соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации;
- рекомендовать продолжить работу по внесению вопросов, связанных с привлечением педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации, в региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры в рамках достигнутых договорённостей сторон социального партнёрства.
Приложение:
заключение экспертов Общероссийского Профсоюза образования по вопросу привлечения педагогических работников к проведению государственной итоговой аттестации на 4-х л.
Председатель Профсоюза, |
Г.И. Меркулова |
______________________________
*(1) Приложение к письму Минпросвещения России (Басюк B.C.) от 4 февраля 2020 г. N ВБ-175/08 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
*(2) Подпункт "а" части первой пункта 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (утратил силу).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт "а" части первой пункта 2 статьи 1"
*(3) Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
*(4) Часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в редакции до внесения изменений Федерального закона от 03.07.2018 N 188 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Номер Федерального закона от 03.07.2018 следует читать как "N 188-ФЗ"
*(5) Результаты всероссийского опроса "ГИА для педагога: обязанность, повинность или ...?" (приложение N 1 к постановлению Исполкома Профсоюза от 6 декабря 2017 г. N 11-11 "О результатах работы Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования в 2017 году").
*(6) Пункт 9.6.2 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, заключённого Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 г. (зарегистрировано в Роструде 22 декабря 2017 г., регистрационный N 28/18-20).
*(7) Пункт 4.7 постановления Центрального Совета Профсоюза от 7 декабря 2017 г. N 4-2 "О задачах Профсоюза в современных социально-экономических условиях".
*(8) Письмо Профсоюза от 6 февраля 2018 г. N 52 "О рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в адрес заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Л.Н. Духаниной.
*(9) Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 188 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
*(10) Письма Профсоюза (Меркулова Г.И.) от 25 марта 2019 г. N 183 "О содействии недопущению ухудшения правового положения педагогических работников, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации" и от 25 апреля 2019 г. N 259в# адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - координатора Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Т.А. Голиковой.
*(11) Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234 "О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2019 г., регистрационный N 54675).
*(12) Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации (Чирков С.А.) от 27 мая 2019 г. N С4-25-24/10565 "О досрочном пенсионном обеспечении педагогических работников" в адрес отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
*(13) Приказ Минпросвещения России от 28 августа 2019 г. N 455 "Об утверждении состава межведомственной рабочей группы по проведению мониторинга соблюдения социальных гарантий педагогических работников, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации".
*(14) Письмо Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России (Хамардюк А.В.) от 15 июля 2019 г. N 02-556 "О проведении мониторингов" в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (приложение к письму Профсоюза от 16 июля 2019 г. N 429 "О проведении мониторингов" в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).
*(15) Письмо Минпросвещения России (Басюк В.С.) от 4 февраля 2020 г. N ВБ-175/08 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (приложение к письму Профсоюза от 4 февраля 2020 г. N 69 в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10 марта 2020 г. N 141 "О дополнительной информации по вопросам привлечения педагогических работников к участию в проведении ГИА"
Текст письма опубликован не был