Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрело письмо Ассоциации "РОСЭУ" N 3 (далее - Письмо N 3) по применению статей закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и сообщает.
Минкомсвязь России не обладает информацией о законе от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, сообщаем, что 27 декабря 2019 г. принят Федеральный закон N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 476-ФЗ).
В части вопросов N 1, N 2 и N 7 из Письма N 3 обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней. Кроме того, статья 13 "Удостоверяющий центр" регламентирует порядок функционирования удостоверяющих центров. При этом, согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 63-ФЗ удостоверяющий центр - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом N 63-ФЗ.
В части вопроса N 3 из письма N 3 сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ формы доверенностей должны соответствовать единым требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи. При этом согласно положениям статей 17.1, 17.2 и 17.3 представление документа о полномочиях в случае использования электронной подписи при участии в правоотношениях физического лица или доверенности осуществляется посредством включения доверенности в пакет электронных документов, если иное не предусмотрено требованиями к порядку ее представления, установленными Правительством Российской Федерации.
В части вопроса N 4 из письма N 3 обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 5 Федерального закона N 63-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи устанавливает требования к форме квалифицированного сертификата и правила подтверждения владения ключом электронной подписи.
В части вопроса N 5 из письма N 3 сообщаем, что в соответствии с частью 4 Федерального закона N 476-ФЗ квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления в силу Федерального закона N 476-ФЗ удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года.
В части вопроса N 6 из письма N 3 сообщаем, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан установить для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, - наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
В части вопроса N 8 из письма N 3 обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ при получении квалифицированного сертификата заявителем он должен быть ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Подтверждение ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования заявителем квалифицированной электронной подписи при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя - физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. Удостоверяющий центр обязан хранить информацию, подтверждающую ознакомление заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, в течение всего срока осуществления своей деятельности.
В части вопроса N 9 из письма N 3 считаем целесообразным Вам обратиться в ФСБ России.
В части вопроса N 10 из письма N 3 обращаем внимание, что средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра, применяемые для реализации функций по хранению ключа электронной подписи, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате с обеспечением его защиты от компрометации и (или) несанкционированного использования, в том числе созданию при помощи указанного ключа подписи по поручению владельца квалифицированного сертификата должны соответствовать специально установленным требованиям ФСБ России.
В части вопроса N 11 из письма N 3 сообщаем, что Федеральный закон N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ не содержит требований к удостоверяющим центрам, получившим аккредитацию до 1 июля 2020 г., в период действия такой аккредитации (но не более чем до 1 января 2022 г.) соответствовать новым требованиям по аккредитации, устанавливаемым с 1 июля 2020 г.
В части вопроса N 12 из письма N 3 рекомендуем ознакомиться с положениями статьи 11 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ.
В части вопроса N 13 из письма N 3 сообщаем, что с 1 июля 2020 г. законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи в котором наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности.
В части вопросов N 14 и N 15 из письма N 3 считаем необходимым отметить, что, если заявителем представлены в аккредитованный удостоверяющий центр документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ). При этом, аккредитованный удостоверяющий центр обязан хранить сведения о наименованиях, номерах и датах выдачи документов, подтверждающих полномочия владельца квалифицированного сертификата действовать по поручению третьих лиц, если информация о таких полномочиях владельца квалифицированного сертификата включена в квалифицированный сертификат (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ).
Пункты N 16, N 17 и N 18 из письма N 3 не содержат вопросов.
В части вопроса N 19 из письма N 3 сообщаем, что категории лиц-заявителей и соответствующих удостоверяющих центров, которые создают и выдают им квалифицированные сертификаты устанавливаются статьями 17.1 - 17.4 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ.
В части вопросов N 20 и N 21 из письма N 3 сообщаем, что в соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ заявитель - коммерческая организация, некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, в силу членства в саморегулируемой организации, а также любое иное физическое лицо, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работники подведомственных таким органам организаций, нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица (далее - нотариусы), обращающиеся с соответствующим заявлением на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи в удостоверяющий центр за получением сертификата ключа проверки электронной подписи в качестве будущего владельца такого сертификата. При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 17.2 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции Федерального закона N 476-ФЗ квалифицированный сертификат юридического лица содержит в качестве владельца квалифицированного сертификата также физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.
В части вопроса N 22 из письма N 3 подтверждаем, что под согласием имеется в виду подтверждение ознакомления с содержимым сертификата ключа проверки электронной подписи.
Благодарим за внимание, уделенное Федеральному закону N 476-ФЗ. Предложения, направленные письмом N 3, будут проработаны при дальнейшей работе по Федеральному закону N 63-ФЗ.
Дополнительно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 6.6 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства. В связи с изложенным, настоящее письмо Минкомсвязи России носит исключительно информационно-разъяснительный характер.
Директор |
Р.В. Кузнецов |
Письмо Ассоциации "РОСЭУ" от 14 февраля 2020 г. N 3
"О порядке применения закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Просим Вас разъяснить ряд вопросов по применению статей закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приложение: Вопросы регулятору от Ассоциации "РОСЭУ" в 1 экз. на 9 листах.
Президент |
Ю.В. Малинин |
Вопросы регулятору от Ассоциации "РОСЭУ"
1. Часть 5 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - закон N 63-ФЗ) предусматривает, что при использовании неквалифицированной электронной подписи (далее - НЭП) "сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи".
При этом, ч. 1 ст. 13 закона N 63-ФЗ определяет удостоверяющий центр (далее - УЦ) через указание на его деятельность, связанную с созданием и использованием сертификата ключа проверки электронных подписей и ведением реестра выданных и аннулированных им сертификатов (п.п. 1, 1.1, 2, 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 13 закона N 63-ФЗ). Ч. 2 ст. 13 закона N 63-ФЗ предусматривает в качестве обязанностей УЦ функции, обусловленные необходимостью создания сертификата ключа проверки электронной подписи либо ведения реестра сертификатов (п.п. 2, 3, 5, 6, 7 (вводимый ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ)). Кроме того, полномочия УЦ согласно частей 4 и 5 ст. 13 закона N 63-ФЗ реализуются исключительно в связи с необходимостью создания сертификатов ключа проверки электронной подписи.
С учетом изложенного, просим разъяснить, распространяется ли на деятельность по выдаче средств НЭП участникам электронного взаимодействия в корпоративной информационной системе, круг лиц в которой, согласно ч. 12 ст. 2 закона N 63-ФЗ, строго определен, требования ст. 13 закона N 63-ФЗ, и подпадает ли она под требования данной статьи в случаях, если сопровождается созданием сертификата ключа проверки электронной подписи либо осуществляется без создания сертификата (что допускается приведенной выше ч. 5 ст. 5 закона N 63-ФЗ).
2. Содержащиеся в п. 1 ч. 1 ст. 13 закона N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ) требования к идентификации заявителя аналогичны требованиям к идентификации при выдаче квалифицированного сертификата (п. 1 ч. 1 ст. 18 закона N 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ).
В связи с этим, учитывая необходимость личного присутствия заявителя при его идентификации либо жестко регламентированный альтернативный порядок его отождествления, который оправдан при выдаче квалифицированного сертификата, но представляется излишним в иных ситуациях, просим разъяснить вопрос о том, применяются ли требования идентификации заявителя в указанных нормах к деятельности, связанной с выдачей средств НЭП, в том числе к выдаче средств НЭП исключительно участникам электронного взаимодействия в корпоративной информационной системе без создания сертификата ключа.
3. Статьями 17.2 и 17.3 закона N 63-ФЗ (вводимыми ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ) предусмотрена возможность участия в электронном взаимодействии от имени владельца квалифицированного сертификата представителя по доверенности. Такая доверенность в электронной форме должна быть подписана КЭП владельца квалифицированного сертификата и представлена посредством ее включения в пакет электронных документов.
Часть 1 ст. 17.5 закона N 63-ФЗ (вводимой ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ) в отношении таких доверенностей указывает то, что они оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, в данной статье применительно лишь к отдельным информационным системам отражено, что доверенности представляются в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования которых представляются документы, а также Центральным банком Российской Федерации на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети "Интернет" в отношении доверенностей, выдаваемых кредитными организациями и иными лицами, осуществляющими виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 76.1 ФЗ от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". А если такие формы доверенностей не определены, применяется форма доверенности, формируемая уполномоченным федеральным органом на едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом, конкретные указания на требования к доверенностям, используемым в иных информационных системах, не содержатся.
Учитывая вышеизложенное и то, что нормами Гражданского кодекса РФ не детализированы специальные требования к подобным доверенностям, просим разъяснить процедуру выдачи и формы таких доверенностей при их использовании в различных информационных системах при электронном взаимодействии различных лиц.
4. Частью 3 ст. 17 закона N 63-ФЗ предусмотрена возможность включения в квалифицированный сертификат информации о правомочиях заявителя действовать от имени третьих лиц, в случае представления заявителем в АУЦ документов, подтверждающих такое право.
Просим разъяснить, будут ли технические требования по включению такой информации в квалифицированный сертификат определяться уполномоченным или иным федеральным органом либо в соответствии с ч. 1 ст. 3 закона N 63-ФЗ допустимо установление их оператором информационной системы или соглашением участников электронного взаимодействия.
5. Согласно ст. 3 закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ, квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до 01.07.2020 года удостоверяющими центрами, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 1 января 2022 года (п. 4), и также аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020 года, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года.
В связи с этим, просим подтвердить правильность толкования данной нормы как разрешающей использование в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г. квалифицированных сертификатов, выданных до 01.07.2020 г. (включая сертификаты для юридических лиц, в которых в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности), срок действия которых не истек, для целей:
а) подписания электронных документов с использованием данных сертификатов, при условии, что не истек срок действия ключей ЭП, установленный эксплуатационной документацией на средство ЭП (СКЗИ), использованное при формировании ключей ЭП для соответствующих сертификатов;
б) проверки электронных подписей, сформированных с использованием данных сертификатов.
Просим также подтвердить правильность вывода относительно того, что при положительном ответе на сформулированный выше вопрос, вплоть до 31.12.2021 г., юридическому лицу (ЮЛ) не придется ничего менять в своем электронном документообороте и в порядке использования КЭП своих уполномоченных представителей, действующих от имени ЮЛ по доверенности, если они будут использовать для генерации и хранения ключей ЭП сертифицированные ФСБ России аппаратные токены (типа РУТОКЕН ЭЦП, JaCarta ГОСТ, Esmart ГОСТ и др.) или любые другие средства генерации ключей ЭП со сроком действия свыше 2-х лет, и получат в АУЦ сертификаты для уполномоченных представителей ЮЛ с началом периода действия не позднее 01.07.2020 г. и с окончанием периода действия - 31.12.2022 г. (т.е. сертификаты ЮЛ сроком действия более 1 года 6 месяцев).
6. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 17 закона N 63-ФЗ квалифицированный сертификат должен содержать наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) - для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации).
Кроме того, согласно пп. в п. 1 ч. 1 ст. 18 закона N 63-ФЗ, АУЦ при выдаче квалифицированного сертификата обязан устанавливать в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, - наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 476-ФЗ). В связи с изложенным, просим разъяснить, необходимо ли в квалифицированный сертификат для иностранной организации, ее филиалов или обособленных подразделений включать информацию о зарубежном адресе местоположения иностранной организации.
7. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17.2 закона N 63-ФЗ (вводимой законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ) в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц, за исключением юридических лиц, использование квалифицированной электронной подписи при правоотношениях с которыми регулируется частями 2 и 3 указанной статьи, применяется квалифицированная электронная подпись юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается УЦ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 указанной статьи закона, в случае, если от имени юридического лица действует лицо, не являющееся уполномоченным от имени юридического лица без доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, являющегося таким представителем юридического лица, и одновременно представляется также доверенность юридического лица, выданная его представителем, действующим от его имени без доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Данная доверенность в электронной форме должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, указанной в п. 1 ч. 1 приведенной статьи закона. При этом, согласно ст. 3 закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ указанная выше норма вступает в силу с 01.01.2021 г. и не применяются в части, не связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 г.
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, с 01.07.2020 г. начинает действовать новое определение квалифицированного сертификата для юридического лица, согласно которому уполномоченным представителям юридических лиц нельзя будет выдавать квалифицированные сертификаты, в которых в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности, просим разъяснить, в каком порядке в период с 01.07.2020 по 31.12.2021 оформляется доверенность в электронном виде на представителя юридического лица, не являющегося лицом, уполномоченным действовать без доверенности, каким образом эта доверенность должна доводиться до стороны, проверяющей электронную подпись, и кем должен выдаваться квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, при необходимости подписания электронного документа представителем юридического лица по доверенности.
8. Согласно ч. 3 ст. 18 закона N 63-ФЗ подтверждение ознакомления заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования последним КЭП при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя - физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. В данной статье отсутствует указание на проставление заявителем собственноручной подписи на бумажном документе.
Просим разъяснить, допускается ли с учетом требований ч. 3 ст. 18 закона N 63-ФЗ возможность подтверждения ознакомления заявителя с информацией путем проставления собственноручной подписи на бумажном документе.
9. Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 13 закона N 63-ФЗ УЦ осуществляет подтверждение владения заявителем ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата ключа проверки электронной подписи, в соответствии с правилами подтверждения владения ключом электронной подписи. Указанные правила подтверждения владения ключом устанавливаются в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 закона N 63-ФЗ федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
В связи с изложенным, просим проинформировать о процессе принятии соответствующего нормативного акта, устанавливающего правила подтверждения владения ключом электронной подписи, и порядок определения процедуры подтверждения в случае непринятия такового к 01.07.2020.
10. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 16 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ) одним из условий аккредитации УЦ является наличие права собственности на аппаратные средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра и наличие права использования программных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра на законных основаниях.
Кроме того, для осуществления хранения ключа электронной подписи предусмотрена аккредитация УЦ при выполнении им ряда дополнительных требований, одним из которых согласно п. 2 ч. 3.1 ст. 16 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ) является наличие в собственности УЦ средств, обеспечивающих ряд предусмотренных законом функций.
При этом, разделение средств на аппаратные и программные в приведенной норме не произведено и возможность наличия права использования на программные средства, как это предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 16 закона N 63-ФЗ, не закреплена.
В связи с изложенным, просим разъяснить, допустимо ли УЦ для аккредитации в соответствии с ч. 3.1. ст. 16 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ) при наличии в собственности предусмотренных для этого аппаратных средств иметь в наличии права использования программных средств (согласно п. 3 ч. 3 ст. 16 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ)), обеспечивающих в том числе выполнение функций, предусмотренных п. 2 ч. 3.1 ст. 16 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ).
11. В соответствии со ст. 16 закона N 63-ФЗ с 01.07.2020 вступают в силу новые требования об аккредитации удостоверяющих центров.
Должны ли удостоверяющие центры, получившие аккредитацию до 01.07.2020, соответствовать новым требованиям по аккредитации после 01.07.2020.
12. Ст. 18 закона N 63-ФЗ с 01.07.2020 предусмотрена возможность идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата. Просим пояснить порядок и требования такой идентификации.
13. В п. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ с 01.07.2020 вступает в силу требование: "В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности."
Просим подтвердить, что с 01.07.2020 аккредитованным удостоверяющим центрам запрещено вносить в сертификат ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица ИО лица, действующее от имени юридического лица по доверенности, т.е. сотрудника юридического лица, а не руководителя.
14. Принимая во внимание, что поправки к ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, вступающие в силу с 01.07.2020 г., определяют, что с этой даты сертификаты для юридических лиц должны будут выдаваться только руководителям организации (единоличному исполнительному органу), в то время как по ряду контрактов, включая государственные заказы, у многих АУЦ имеются долгосрочные обязательства по выдаче квалифицированных сертификатов как раз уполномоченным сотрудникам, действующим по доверенности, просим разъяснить, каковы в этой ситуации должны быть действия АУЦ, которые могли бы позволить выполнить им свои контрактные обязательства перед Заказчиками без нарушения новых законодательных инициатив, при том, что выдача юридическим лицам сертификатов для их уполномоченных представителей прекратится уже 01.07.20 г., а положения, касающиеся нового порядка использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц, вступят в силу только с 01.01.2022 г.
Учитывая изложенное, просим рассмотреть возможность переноса срока вступления в силу положения ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ и совместить его со сроком вступления в силу положений ст. 17.2 закона N 63-ФЗ, касающихся новых правил использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц.
15. Поскольку перенос сроков вступления в силу положений отдельных статей закона N 63-ФЗ маловероятен, просим подтвердить возможность использования приведенного ниже порядка выдачи квалифицированных сертификатов уполномоченным сотрудникам ЮЛ, действующим от имени организации по доверенностям, которое может рассматриваться как временное решение, позволяющее АУЦ и Заказчику решить свои задачи в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2021 г. с минимальными доработками систем ЭДО и без нарушения законодательства.
1) В соответствии с действующими в настоящий момент требованиями к квалифицированным сертификатам для юридических лиц, сертификаты уполномоченных сотрудников содержат атрибуты организации и атрибуты физического лица - сотрудника организации, действующего от имени ЮЛ на основании доверенности, в которой указываются полномочия сотрудника и срок действия доверенности.
Соответственно, квалифицированные сертификаты физических лиц, которые АУЦ будет выдавать уполномоченным сотрудникам ЮЛ после 01.07.20 г. в соответствии с новыми поправками ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, должны содержать тот же набор атрибутов (данные об организации, в которой он работает, и должность), чтобы не нарушать бизнес-логику сложившегося у Заказчика ЭДО.
2) Согласно п. 3 ст. 17 закона N 63-ФЗ, если заявителем представлены в АУЦ документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия.
3) Ни в законе N 63-ФЗ, ни в Приказе ФСБ России N 795, явно не запрещается включать в квалифицированный сертификат физического лица по просьбе Заявителя данные об организации, в которой он работает, и должность. Главное, чтобы все данные, включаемые в сертификат, были подтверждены документально.
4) Согласно п. 23 Приказа N 795 ФСБ России, для включения в квалифицированный сертификат информации о правомочиях его владельца рекомендуется использовать дополнение subjectAlternativeName.
5) Используя пп. 2) - 4) выше, для сотрудника организации, действующего на основании предоставляемой в АУЦ доверенности от ЮЛ, подтверждающей его принадлежность организации, занимаемую должность и полномочия, АУЦ выпускает квалифицированный сертификат физического лица (ФЛ) следующего состава (необязательные поля T,OU,О,Street... выносятся в SubjectAltName.directotyName):
---------поля, обязательные для квалифицированного сертификата ФЛ--------------
CN= <ФИО владельца сертификата>
SNILS=<СНИЛС>
INN=<ИНН физического лица, 12 цифр>
SN=<Фамилия>
GN-<Имя, отчество>
L=<Город>
S=<Субъект РФ>
С=<Страна>
Е-Мail=<адрес эл.почты>
--------------расширение с дополнительными сведениями о владельце--------------
SubjectAltName (SAN)
otherName - последовательность пар "OID"-"данные" (например, значения полномочий)
directotyName - данные в формате Х.501 (Т=<Должность>; OU=<Подразделение>;
О=<Организация>;Street-<адрес ЮЛ>).
6) В Регламенте ЭДО той ИС, где будут использоваться сертификаты ФЛ с дополнительными атрибутами, должно быть прописано, что на основании доверенности, предоставленной в АУЦ, должность (полномочия) владельца сертификата и атрибуты той организации, уполномоченным представителем которой он является, указываются в SubjectAltName сертификата ФЛ.
16. В п. 16 ст. 2 закона N 63-ФЗ (в ред. закона от 27.12.19 N 476-ФЗ) перечислены следующие категории заявителей, обращающихся с соответствующим заявлением на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи в удостоверяющий центр за получением сертификата ключа проверки электронной подписи в качестве будущего владельца такого сертификата:
а) коммерческая организация;
б) некоммерческая организация;
в) индивидуальный предприниматель;
г) физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, в силу членства в саморегулируемой организации;
д) иное физическое лицо, не относящееся к категориям, указанным в пунктах в) и г);
е) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации;
ж) должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления;
з) работники подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций;
и) нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица.
17. В соответствии с пунктами 2) и 3) ч. 2 ст. 17 закона N 63-ФЗ, квалифицированный сертификат, в частности, должен содержать следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (если имеется) владельца квалифицированного сертификата - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
б) фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя - владельца квалифицированного сертификата - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
в) наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер владельца квалифицированного сертификата - для российского юридического лица;
г) наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) - для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации);
д) страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата - для физического лица;
е) идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата - для юридического лица.
18. В соответствии с ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, при выдаче квалифицированного сертификата юридическому лицу наряду с указанием наименования ЮЛ в сертификате указывается физическое лицо, действующее от имени ЮЛ без доверенности, т.е. уполномоченным представителям ЮЛ (включая ОГВ различного уровня власти), не уполномоченным действовать без доверенности, теперь могут выдаваться только сертификаты для физических лиц.
19. Из сопоставления содержания п. 16 ст. 2 и пунктов 2) и 3) ч. 2 ст. 17 закона N 63-ФЗ следует вывод, что категории заявителей (будущих владельцев сертификатов) не соответствуют категориям владельцев сертификатов, вследствие чего возникают следующие вопросы:
а) Если таким категориям заявителей, как коммерческие и некоммерческие организации, можно, очевидно, сопоставить категории владельцев сертификатов - юридические лица (в том числе иностранные организации), то остается непонятным, как в сертификатах, выдаваемых категориям заявителей, перечисленным в подпунктах г), е), ж), з) и и), отражается то, что владельцы таких сертификатов относятся к соответствующей категории заявителей?
б) Означает ли изложенное в п. 1.1 закона N 63-ФЗ то, что с 01.07.2020 государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации не могут являться заявителями и, соответственно, аккредитованные удостоверяющие не вправе выдавать им квалифицированные сертификаты?
20. В пункте 3) ч. 1 ст. 18 закона N 63-ФЗ указано, что аккредитованный удостоверяющий центр обязан в установленном порядке идентифицировать заявителя - физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата (в целях получения от. заявителя, выступающего от имени юридического лица, подтверждения правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата).
Однако, п. 16 ст. 2 закона N 63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель - физическое лицо, выступающий от имени юридического лица. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеется в виду физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности и указываемое, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица, выдаваемого заявителю - коммерческой или некоммерческой организации?
21. Пункт 7) ч. 2 ст. 18 закона N 63-ФЗ содержит требование о том, что при обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности, либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
Наличие такого требования вызывает следующие вопросы:
а) П. 16 ст. 2 закона N 63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель, действующий от имени юридического лица. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеется в виду физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности и указываемое, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 закона N 63-ФЗ, в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица, выдаваемого заявителю - коммерческой или некоммерческой организации?
б) П. 16 ст. 2 закона N 63-ФЗ не содержит указания на такую категорию заявителей, как заявитель, действующий от имени государственного органа или органа местного самоуправления. Следует ли трактовать содержание указанного требования таким образом, что в нем имеются в виду лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации?
в) Относится ли указанное требование к такой категории заявителей, как работники подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций?
22. Абзац второй ч. 3 ст. 18 закона N 63-ФЗ содержит положение о том, что "....Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица".
Вопрос: какое "согласие" имеется в виду в указанном положении?
По тексту Закона "согласие" ранее упоминается только в пункте 1) ч. 1 ст. 10 закона N 63-ФЗ.
Под "согласием", видимо, имеется в виду "подтверждение ознакомления"?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 апреля 2020 г. N П15-1-07-200-8473 "О совершенствовании законодательства в сфере электронной подписи"
Текст письма опубликован не был