Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства труда и
социальной защиты Тульской области
от 24 июля 2020 года N 345-осн
Порядок
предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания
на дому поставщиками социальных услуг на территории Тульской области
1. Настоящий Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг на территории Тульской области (далее - Порядок) определяет правила предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, а также включает стандарты предоставления социальных услуг (приложения N 1-2 к настоящему Порядку), устанавливающие основные требования к объемам, срокам и качеству предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и категориям граждан с учетом их индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании.
2. Социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому (далее - социальное обслуживание на дому) предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим или временно зарегистрированным на территории Тульской области, а также беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому в установленном порядке в следствии обстоятельств, определенных статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", (далее - получатели социальных услуг), за исключением бактерио- и вирусоносителей, граждан, страдающих хроническим алкоголизмом и наркотической зависимостью, имеющих карантинные инфекционные заболевания, активную форму туберкулеза, тяжелые психические расстройства в стадии обострения, венерические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных медицинских организациях.
3. Социальное обслуживание на дому включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
4. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
срочные социальные услуги.
Перечень социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, установлен Законом Тульской области от 27 октября 2014 г. N 2205-ЗТО "О регулировании отдельных отношений в сфере социального обслуживания граждан в Тульской области".
5. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, за исключением срочных социальных услуг, предоставление которых предусмотрено пунктом 11 настоящего Порядка, включает в себя следующие действия:
1) заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (его законным представителем) (далее - договор);
2) предоставление получателю социальных услуг социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с заключенным договором;
3) прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 25 настоящего Порядка.
6. Для заключения договора получатель социальных услуг предоставляет поставщику социальных услуг лично или через законного представителя, следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;
2) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, либо документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета получателя социальных услуг, содержащие сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (при наличии);
4) справку медицинской организации об отсутствии заболеваний, указанных в перечне социально значимых заболеваний и перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", а также об наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для социального обслуживания на дому, выданную в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями медицинских' справок и медицинских заключений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 441 н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений";
5) письменное согласие на обработку персональных данных получателя социальных услуг в целях размещения информации в единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оформленное с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
В случае обращения законного представителя получателя социальных услуг дополнительно к вышеуказанным документам он представляет:
1) документ, удостоверяющий личность законного представителя;
2) документ, подтверждающий полномочия законного представителя получателя социальных услуг;
3) письменное согласие на обработку персональных данных членов семьи получателя социальных услуг (при их наличии) в целях предоставления государственной услуги, а также размещения информации в единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", оформленное с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
7. Документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, могут быть представлены в подлинниках или в копиях, заверенных надлежащим образом. Не заверенные надлежащим образом копии документов принимаются и заверяются поставщиком социальных услуг после сверки их с подлинниками документов. Подлинники подлежат возврату получателю социальных услуг (законному представителю).
8. Документы, необходимые для расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", поставщик социальных услуг запрашивает путем направления соответствующих межведомственных запросов в соответствующие органы (организации), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Получатель социальных услуг (законный представитель) также вправе представить их по собственной инициативе.
9. Договор между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем заключается в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.
Решение о принятии гражданина на социальное обслуживание на дому также оформляется распорядительным актом поставщика социальных услуг в день заключения договора о социальном обслуживании.
10. При заключении договора поставщик социальных услуг:
знакомит получателя социальных услуг или его законного представителя с существенными условиями договора, включая виды социальных услуг, которые будут им предоставлены, и их стоимость, а также правами и обязанностями получателей социальных услуг или их законных представителей;
согласовывает с получателем социальных услуг или его законным представителем график его посещения на дому социальным работником (иными сотрудниками).
11. Предоставление срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя следующие действия:
1) принятие поставщиком социальных услуг заявления от гражданина (его законного представителя), а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - получатели срочных социальных услуг);
2) информирование поставщиком социальных услуг получателя срочных социальных услуг о порядке предоставления срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, видах срочных социальных услуг, сроках, условиях их предоставления;
3) анализ поставщиком социальных услуг представленных документов (сведений), подтверждающих наличие о получателя срочных социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
4) принятие решения о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в соответствии с действующим законодательством;
5) предоставление получателю социальных услуг срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
6) составление акта о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, который содержит сведения о получателе и поставщике социальных услуг, предоставленных срочных социальных услугах, дате и об условиях их предоставления и подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг.
12. Время реализации действий, предусмотренных подпунктами 1-2 пункта 11 настоящего Порядка, не должно превышать 15 минут с момента поступления заявления.
Срок реализации действий, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 11 настоящего Порядка, определяется поставщиком социальных услуг в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг в целях оказания неотложной помощи.
Срок реализации действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 11 настоящего Порядка, не должен превышать 1 рабочий день с даты предоставления получателю социальных услуг срочных услуг в форме социального обслуживания на дому.
13. Во внеочередном порядке социальное обслуживание на дому предоставляется:
инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
ветеранам боевых действий;
лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
реабилитированным лицам.
14. В первоочередном порядке социальное обслуживание на дому предоставляется:
лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ, действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
семьям погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца;
лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941 - 1945 годов;
одиноким гражданам, имеющим 1 группу инвалидности;
одиноким супружеским парам граждан, имеющих 1 группу инвалидности;
одиноким пожилым гражданам старше 80 лет.
15. Гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании вследствие обстоятельств, указанных в пункте 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальные услуги, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, оказываются поставщиками социальных услуг с учетом степени утраты ими способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности и групп ухода в соответствии со стандартами социальных услуг согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Оценка степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности осуществляется уполномоченной организацией в процессе признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в установленном порядке.
В зависимости от степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности выделяют следующие группы ухода:
группа 0 - граждане, полностью сохранившие способность к самообслуживанию и самостоятельность в повседневных действиях;
группа 1 - граждане без нарушения когнитивных функций, частично утратившие способность к самообслуживанию, нуждающиеся в незначительной помощи для соблюдения личной гигиены;
группа 2 - граждане без нарушения когнитивных функций, частично утратившие способность к самообслуживанию, пользующиеся техническими средствами реабилитации, нуждающиеся в оказании помощи в передвижении по дому, одевании и соблюдении личной гигиены, в том числе купании, в приготовлении пищи и проведении уборки;
группа 3 - граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой, возрастом или наличием инвалидности, приводящим к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию, но чаще всего сохранившие психическую самостоятельность, нуждающиеся в значительной помощи для выполнения действий повседневной жизни;
группа 4 - граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию и выполнению инструментальных бытовых действий без посторонней помощи, с частичным расстройством психических функций, нуждающиеся в значительной помощи в самообслуживании с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
группа 5 - граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию и выполнению инструментальных бытовых действий без посторонней помощи, с сильно нарушенными психическими функциями, нуждающиеся ежедневно и неоднократно в значительной помощи в самообслуживании с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц, и (или) нуждающиеся в паллиативной помощи и ежедневном присутствии помощников.
Гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании вследствие обстоятельств, указанных в пунктах 2-7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", социальные услуги, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, оказываются поставщиками социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
16. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг бесплатно, за плату или частичную плату.
17. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются получателям социальных услуг в пределах объемов, предусмотренных стандартами социальных услуг согласно приложениям N 1-2 к настоящему Порядку.
Социальные услуги сверх предусмотренных стандартом объемов предоставляются получателям социальных услуг за полную плату в соответствии с установленными тарифами на социальные услуги.
18. Условия оплаты социальных услуг (бесплатно, за плату или частичную плату) в форме социального обслуживания на дому определяются поставщиками социальных услуг при заключении с гражданином или его законным представителем договора на основании документов, содержащих сведения, необходимые для определения среднедушевого дохода получателя социальных услуг в соответствии с законодательством, а также с учетом Перечня категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно на территории Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 15 октября 2019 г. N 484 "Об утверждении Перечня категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно на территории Тульской области".
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг поставщиком социальных услуг рассчитывается исходя из количества фактически оказанных услуг и установленных тарифов на социальные услуги.
Виды и объем фактически предоставленных услуг подтверждаются актом сдачи-приемки социальных услуг.
Условия оплаты социальных услуг, а также размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг пересматриваются поставщиком социальных услуг при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг, видов и (или) объема предоставляемых социальных услуг, указанных в договоре, состава семьи, тарифов на социальные услуги.
Взимание платы за предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с установленным порядком.
19. Условия размещения поставщика социальных услуг должны обеспечивать его эффективную работу.
Поставщик социальных услуг и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных помещениях, доступных для всех категорий получателей социальных услуг. Помещения должны быть обеспечены средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать установленным требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых социальных услуг. Площадь, занимаемая поставщиком социальных услуг, должна позволять разместить персонал, получателей социальных услуг и предоставлять им социальные услуги.
Укомплектованность поставщика социальных услуг специалистами, подбор специалистов должны осуществляться согласно образованию, квалификации, профессиональной подготовке, специалисты должны обладать знаниями и опытом, необходимыми для качественного оказания социальных услуг.
Обязанности, права и ответственность специалистов должны быть четко распределены и изложены в их должностных инструкциях, регламентирующих их деятельность.
Поставщиком социальных услуг принимаются меры по недопущению разглашения сотрудниками сведений личного характера о получателях социальных услуг.
Поставщик социальных услуг должен быть оснащен мебелью и оборудованием, обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг.
20. Состояние информации о поставщике социальных услуг, порядке и правилах предоставления социальных услуг получателям социальных услуг должно отвечать следующим требованиям:
поставщик социальных услуг доводит до получателей социальных услуг свое наименование и местонахождение любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, предоставляет по требованию получателей социальных услуг полную и достоверную информацию об оказываемых социальных услугах;
состав информации о социальных услугах соответствует Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
21. В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг поставщиком социальных услуг ведется регистр получателей социальных услуг в установленном порядке.
22. Поставщик социальных услуг организует контроль за качеством предоставления им социальных услуг.
23. В ходе социального обслуживания получатель социальных услуг имеет право на:
уважительное и гуманное отношение;
получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
выбор поставщика социальных услуг;
отказ от предоставления социальных услуг, факт отказа фиксируется в индивидуальной программе предоставления социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участие в пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
24. Настоящий Порядок должен быть представлен поставщиком социальных услуг для ознакомления любому лицу по месту предоставления услуги незамедлительно по запросу.
Информация о наличии порядка, возможности и способе его получения должна быть размещена по месту предоставления услуги (месту подачи заявки на предоставление услуги) и должна быть заметна для получателей социальных услуг (в том числе и потенциальных). Рядом с этой информацией должны быть указаны сведения о наличии книги жалоб, а также телефоны и адреса поставщика социальных услуг и организаций, осуществляющих контроль за соблюдением настоящего Порядка.
25. Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:
1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому;
2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора;
и
3) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором;
4) смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;
5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;
6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.